Особенности системы и права вто (выводы)
Если кратко, в тезисной форме, подытожить характерные черты и особенности системы и права ВТО, то получится примерно следующая картина.
Система ВТО уникальное явление. Практически ВТО быстрыми шагами становится «мировым министерством торговли» со своим «торговым судом» (Органом по разрешению споров).
Право ВТО стало ядром всей правовой надстройки в международной торговой системе и центральным звеном международного торгового права.
Основным объектом права ВТО являются внутренние правовые режимы государств-членов, касающиеся торговли. Чтобы обеспечить задачу унификации внутренних правовых систем, часть внутригосударственной компетенции (в том, что касается, например, тарифных и нетарифных режимов импорта/экспорта, торговли услугами и правами) ставится через систему «правил ВТО» под международно-правовое регулирование в рамках международной торговой системы.
Право ВТО своим главным результатом, эффектом и целью имеет снижение административных/экономических границ государств на пути товаров/услуг.
Снижение границ, по сути, объективно означает сужение сферы государственной компетенции, передачу части полномочий государств «наверх» международной организации.
Через право ВТО происходит унификация систем внутреннего права государств участников ВТО; унифицируются нормы таможенного, административного права, нормы антидемпингового процесса и т. п. В унифицированном правовом режиме международная торговля товарами/услугами/правами становится эффективнее; порядка становится больше. Но для общего повышения эффективности и порядка внутреннее право должно «подстраиваться» под нормы права ВТО.
По сравнению с системой ГАТТ, система ВТО значительно расширила поле своего регулирования (объектную сферу). Под «режим ВТО» подтянута, в частности, торговля сельскохозяйственными товарами, одеждой, текстилем, некоторые аспекты инвестиционных мер, прав на интеллектуальную собственность и др.
В сферу регулирования ВТО включаются либо, рано или поздно, будут включены в связи с международной торговлей такие вопросы, как правила конкуренции, экологические и социальные/трудовые стандарты.
В международной торговой системе в рамках права ВТО произошла дифференциация правовых режимов как для «вещей» (по предметному составу), так и для «лиц» (по субъектному составу). Право ВТО фактически и юридически закрепило преференциальный правовой статус для развивающихся стран.
В ВТО (как и во многих других международных экономических организациях) решения по значительному числу вопросов считаются, согласно уставу, должным образом принятыми, если в том или ином виде имеет место квалифицированное большинство.
Использование этого принципа в международной организации следует признать еще одним из проявлений тенденции к наднациональности, потому что норма, принятая большинством, становится обязательной для всех.
Можно спрогнозировать постепенное увеличение в будущем числа вопросов, решения по которым будут приниматься большинством (или квалифицированным большинством) голосов.
Многие институты права ВТО становятся императивными, или «когентными» (т. е. приобретают силу норм jus cogens). От таких норм ни одно государство не вправе отступить в одиночку; отступление от императивных норм возможно только сообща.
Развитие права ВТО находится на переднем крае того пути, по которому предстоит пройти всему международному праву в целом.
В праве ВТО зарождается большой блок процессуальных норм, сильны элементы и техника прецедентного права (влияние англосаксонского права).
Системонесущую нагрузку в праве ВТО осуществляют три принципа:
1) принцип недискриминации в торговле;
2) принцип наибольшего благоприятствования (ПНБ);
3) принцип предоставления национального режима.
Право ВТО гибкая система, позволяющая найти правовое средство для защиты государственного интереса практически в любом необходимом случае.
В право ВТО заложена разветвленная система исключений, которые государства-участники и государства, вступающие в ВТО, могут при необходимости использовать.
Право ВТО пока не вполне соответствует принципу справедливости и общечеловеческому правосознанию. Оно нуждается в «развороте» в сторону права экономического развития в широком понимании этого термина (которое включало бы в себя и некоторые специальные льготные условия для стран с переходной экономикой и/или стран с преобладанием сырьевого экспорта).
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики