logo
Шумилов В

Система коллективной безопасности

Можно утверждать: в ООН юридически сложилась система универсальной коллективной безопасности. Она не должна допустить войны, подобной Первой или Второй мировым войнам, должна предотвратить любые войны и любое использование военной силы (кроме обозначенных исключениями).

Эффективность этой системы зависит от развитости института санкций и всей отрасли международно-правовой ответственности государств.

В основе системы коллективной безопасности государств лежит запрещение агрессии, применения вооруженной силы государствами. Только ООН в лице Совета Безопасности констатирует факт агрессии (вместе с потерпевшим государством) и принимает соответствующие меры, вплоть до применения силы. Совет Безопасности требует от сторон конфликта выполнения временных мер, которые останавливают развитие конфликта, перерастание его в «горячую стадию».

Военное воздействие со стороны ООН может принимать различные формы: операция вооруженных сил, демонстрация вооруженных сил, блокада.

Государства  члены ООН в таких случаях должны предоставить в распоряжение Совета Безопасности соответствующие контингенты вооруженных сил и средства их обслуживания.

На практике, конечно же, невозможно представить себе принудительные действия в отношении любого постоянного члена СБ ООН, так как он может использовать право вето.

И, кроме того, если одно государство  постоянный член СБ пойдет по пути агрессии против другого государства  постоянного члена СБ, результатом может быть «большая война», а в этом случае никто уже не будет обращать внимания ни на какие решения СБ ООН, и ООН не сможет достигнуть своих целей.

Не «сработает» система коллективной безопасности и в тех случаях, когда государство  член СБ предпринимает вооруженное нападение против государства, не являющегося постоянным членом СБ.

Де-факто под правовым регулированием оказываются только ситуации вооруженного нападения одного государства, не являющегося членом СБ, против другого аналогичного государства.

В Уставе ООН есть положения, ориентирующие на превентивную роль ООН в случае угрозы миру (ст. 50).

Из статьи 50 Устава ООН

Если Советом Безопасности принимаются превентивные… меры против какого-либо государства, всякое другое государство… имеет право консультироваться с Советом Безопасности на предмет разрешения таких проблем.

Превентивные меры, операции также представляют собой применение вооруженной силы, военное принуждение со стороны ООН. Сила и/или принуждение используются для того, чтобы, например, разделить воюющие, конфликтующие стороны, применить «принуждение к миру», урегулированию внутреннего конфликта под эгидой ООН или региональной организации в любой точке земного шара.

Проблема заключается в том, что развитые государства (государства западного цивилизационного типа) стремятся использовать данную статью Устава ООН для односторонней интерпретации международных ситуаций и прикрытия своих военных операций знаком «превентивных мер ООН».