Система коллективной безопасности
Можно утверждать: в ООН юридически сложилась система универсальной коллективной безопасности. Она не должна допустить войны, подобной Первой или Второй мировым войнам, должна предотвратить любые войны и любое использование военной силы (кроме обозначенных исключениями).
Эффективность этой системы зависит от развитости института санкций и всей отрасли международно-правовой ответственности государств.
В основе системы коллективной безопасности государств лежит запрещение агрессии, применения вооруженной силы государствами. Только ООН в лице Совета Безопасности констатирует факт агрессии (вместе с потерпевшим государством) и принимает соответствующие меры, вплоть до применения силы. Совет Безопасности требует от сторон конфликта выполнения временных мер, которые останавливают развитие конфликта, перерастание его в «горячую стадию».
Военное воздействие со стороны ООН может принимать различные формы: операция вооруженных сил, демонстрация вооруженных сил, блокада.
Государства члены ООН в таких случаях должны предоставить в распоряжение Совета Безопасности соответствующие контингенты вооруженных сил и средства их обслуживания.
На практике, конечно же, невозможно представить себе принудительные действия в отношении любого постоянного члена СБ ООН, так как он может использовать право вето.
И, кроме того, если одно государство постоянный член СБ пойдет по пути агрессии против другого государства постоянного члена СБ, результатом может быть «большая война», а в этом случае никто уже не будет обращать внимания ни на какие решения СБ ООН, и ООН не сможет достигнуть своих целей.
Не «сработает» система коллективной безопасности и в тех случаях, когда государство член СБ предпринимает вооруженное нападение против государства, не являющегося постоянным членом СБ.
Де-факто под правовым регулированием оказываются только ситуации вооруженного нападения одного государства, не являющегося членом СБ, против другого аналогичного государства.
В Уставе ООН есть положения, ориентирующие на превентивную роль ООН в случае угрозы миру (ст. 50).
Из статьи 50 Устава ООН
Если Советом Безопасности принимаются превентивные… меры против какого-либо государства, всякое другое государство… имеет право консультироваться с Советом Безопасности на предмет разрешения таких проблем.
Превентивные меры, операции также представляют собой применение вооруженной силы, военное принуждение со стороны ООН. Сила и/или принуждение используются для того, чтобы, например, разделить воюющие, конфликтующие стороны, применить «принуждение к миру», урегулированию внутреннего конфликта под эгидой ООН или региональной организации в любой точке земного шара.
Проблема заключается в том, что развитые государства (государства западного цивилизационного типа) стремятся использовать данную статью Устава ООН для односторонней интерпретации международных ситуаций и прикрытия своих военных операций знаком «превентивных мер ООН».
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики