Международные организации в мэс
Из числа международных организаций достаточно условно можно выделить категорию организаций, которые занимаются специализированно экономической проблематикой, связаны с трансграничным движением ресурсов. Такие организации можно назвать международными экономическими организациями.
К международным экономическим организациям в таком понимании относятся: Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и др.
Надо иметь в виду, что экономической проблематикой занимаются многие международные организации, например ООН или Организация международной гражданской авиации (ИКАО). Однако у таких организаций экономические вопросы лишь часть компетенции и не всегда преобладающая.
Под руководством одного из главных органов ООН Экономического и социального совета (ЭКОСОС) работают следующие региональные комиссии:
Европейская экономическая комиссия ЕЭК (в другом переводе: Экономическая комиссия для Европы ЭКЕ);
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана ЭСКАТО;
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии ЭСКЗА;
Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна ЭКЛАК;
Экономическая комиссия для Африки ЭКА.
Из числа специализированных учреждений ООН можно было бы выделить с точки зрения роли в международной экономической системе следующие: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная организация гражданской авиации, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Международный союз по телекоммуникациям, Международная организация труда и др.
С ООН связаны такие организации, как: Международное агентство по атомной энергии, Всемирная торговая организация, Всемирная организация по туризму и др.
Международные экономические организации (например, МВФ, МБРР) привнесли много нового в практику и правовой статус международных организаций, послужили образцом для большого числа других организаций универсального и регионального характера. Именно на это и следует обратить внимание.
ООН и большинство международных организаций основаны на принципе равенства государств. Каждое участвующее государство располагает одинаковым весом, исходя из известной классической максимы: «одно государство один голос».
Что же касается международных экономических организаций, универсальных или региональных, то они, по общему правилу, руководствуются иным основополагающим принципом.
Именно с Международного валютного фонда и Всемирного банка началась практика взвешенного подхода к государствам-членам в зависимости от их экономического и промышленного веса. В различных вариантах этот подход применялся и применяется в таких региональных организациях, как ЕС или региональные банки.
В то же время, правда, ВТО (а ранее ГАТТ), ОЭСР, ЕАСТ, НАФТА, большинство международных организаций развивающихся стран не применяют этого принципа.
Международные организации классического типа (такие как организации системы ООН) при принятии решений исходят из единогласия государств-членов или, по крайней мере, из согласия наиболее важных репрезентативных государств для того, чтобы решение могло быть принято надлежащим образом.
Значительное число международных экономических организаций руководствуются иными методами. Обязательное единогласие (консенсус) в них также используется, но не всегда, не везде, не так жестко. Часто члены организаций ищут консенсус де-факто, хотя де-юре уставы позволяют принимать решения большинством или квалифицированным большинством голосов.
Метод/правило консенсуса при принятии решений применяется, например, в ОЭСР, в некоторых региональных экономических интеграционных организациях. Применение этого метода ограничено или он вовсе не применяется в МВФ, международных финансовых организациях, ВТО, в таких экономических интеграционных объединениях, как ЕС, Общий рынок Центральной Африки или Андская группа.
Решения считаются должным образом принятыми, если в том или ином виде имеет место квалифицированное большинство, не обязательно основанное на взвешенном подходе.
Применение этого принципа объясняется желанием государств обеспечить наибольшую эффективность принимаемых соответствующей организацией мер. Главное, чтобы осуществление предпринимаемых мер максимально соответствовало бы принятым решениям.
Много общего у международных экономических организаций в сфере нормотворческих полномочий. Большинство международных экономических организаций имеют широкие полномочия на создание правовых норм, какая бы процедура для этого ни применялась.
Международные экономические организации, таким образом, имеют полномочия, которые можно квалифицировать как «квазизаконодательные». Многие экономические организации (МВФ, ВТО, региональные и универсальные банки) снабжены даже «квазисудебными» полномочиями: они вправе толковать свои учредительные документы (полномочия на толкование своих уставов) и разрешать споры, связанные с их применением.
Международная экономическая организация, являющаяся инструментом интеграции, отличается от международной экономической организации, обеспечивающей различные формы экономического сотрудничества.
Некоторые из этих отличий заключаются в следующем:
государства-члены интеграционного объединения передают интеграционному «центру» больший по сравнению с традиционными международными экономическими организациями объем компетенции;
в рамках интеграционного объединения создается специальный правовой режим для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, являющийся исключением из сферы действия принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), если сторонами не согласовано иное;
международные экономические организации, являющиеся инструментами интеграции, имеют специфическую внутреннюю структуру, предусматривающую наличие не только органов по выражению и обеспечению национальных интересов государств-участников, но и органов по формированию и обеспечению общерегиональных интересов, в том числе органов с наднациональными функциями и компетенцией субординационного характера; характерной тенденцией становится образование международных судов, правомочных решать дела, связанные с проблемами интеграции;
в рамках интеграции происходит взаимопроникновение, слияние государственных интересов, а не только их координация, взаимодополняемость;
в рамках интеграционных объединений появляются элементы «права интеграции», обладающего определенной автономией как по отношению к внутреннему праву, так и к МП. Право интеграции наиболее быстрыми темпами становится наднациональным (хотя понятно, что эта наднациональность вторична; она производна от источников международно-правового характера).
Логика экономической интеграции ведет, таким образом, к экономическому федерализму, который предполагает, что создание между государствами единого рынка должно проходить на основе глубокой гармонизации всей совокупности условий производства и циркулирования лиц, товаров и услуг.
Такая гармонизация может иметь место, только если государства согласны с необходимостью передачи компетенции, ее ограничения, в пользу органов экономической интеграции.
При строительстве экономического союза этот процесс еще более выражен. В этом смысле показателен пример Европейского Союза.
Следует обратить внимание на возрастающую роль в современной МЭС неправительственных международных организаций. Они не являются субъектами МП/МЭП, однако активно влияют на многие стороны МЭО.
Международные неправительственные организации экономического характера как участников, «действующих лиц» МЭО можно было бы приравнять к категории операторов МЭО.
В таком случае под термином «операторы МЭО» следует понимать:
операторов, действия которых направлены на извлечение прямой, непосредственной выгоды из своей деятельности (коммерческие операторы);
операторов, которые не извлекают прямой, непосредственной прибыли из своей деятельности (некоммерческие операторы).
Международные неправительственные организации зачастую участвуют, прямо или опосредованно, в процессе создания норм международного экономического права, который осуществляется межправительственными организациями.
Участие международной неправительственной организации в развитии международного экономического права предполагает определенные организационные связи с межправительственной организацией. Такие организационные связи в некоторых случаях предусматриваются в учредительных договорах отдельных организаций.
Так, статья 71 Устава ООН предусматривает, что Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) уполномочивается проводить «консультации» с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Именно на основе этих полномочий ЭКОСОС принял ряд резолюций, имеющих целью определить его взаимоотношения с неправительственными организациями.
Консультации проводятся в том случае, если, во-первых, неправительственная организация способна внести существенный вклад в работу Совета и, во-вторых, такая консультация не ведет к нарушению баланса различных интересов и позиций в рассматриваемой сфере.
Участие неправительственной организации в развитии международного экономического права может приобретать различные формы. Главное, однако, состоит в том, что международная неправительственная организация играет техническую, неполитическую роль. Эта роль проявляется в основном через механизм консультаций.
Некоторые межправительственные организации поручают неправительственным организациям функции, которые непосредственно приобщают неправительственные организации к подготовке и реализации решений межправительственных организаций.
Некоторые организации, такие как Международная ассоциация авиаперевозчиков (Association international des transportateurs aeriens AITA), даже обладают непосредственно правотворческими функциями и вправе осуществлять прямой и широкий контроль.
Не случайно в последние годы многие правоведы высказывали мнение, что международные неправительственные организации следует включить в круг субъектов международного права. Правильнее было бы считать международные неправительственные организации субъектами транснационального права.
Как представляется, различные формы взаимодействия международных межправительственных и неправительственных организаций в сфере МЭО будут расширяться и усложняться, и роль неправительственных международных организаций в целом будет возрастать. Это еще одно проявление эволюции Глобальной правовой системы.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики