Международное морское право
Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие отношения между публичными лицами по поводу правового положения морских пространств, морского дна и пользования ими, составляют отрасль МП международное морское право.
Мировой океан един. Вместе с тем, с правовой точки зрения, часть его пространств находится под суверенитетом государств (внутренние морские воды, территориальное море, архипелажные воды); другая часть за пределами действия национального суверенитета (открытое море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона, прилежащая зона) в международно-правовом либо смешанном режиме.
Вопросами правового обеспечения международного сотрудничества в Мировом океане занимались и занимаются известные российские юристы, в частности профессора: А. Н. Вылегжанин, С. А. Гуреев, В. Н. Гуцуляк, А. А. Ковалев, А. Л. Колодкин, В. С. Котляр, С. В. Молодцов и др.
Переключение механизма международно-правового регулирования на многосторонние (универсальные) нормы международного морского права началось с четырех Женевских конвенций 1958 года:
об открытом море;
о территориальном море и прилежащей зоне;
о континентальном шельфе;
о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.
В последующем, в 1982 году, на Конференции ООН была принята всеобъемлющая Конвенция ООН по морскому праву, которая развила положения Женевских конвенций. Конвенции также продолжают действовать.
В 1994 году было принято Соглашение об имплементации части XI Конвенции ООН по морскому праву. В Соглашении содержатся нормы, конкретизирующие правовое положение морского дна и правила использования его ресурсов.
Дно морей и океанов и их недра за пределами национальной юрисдикции получили в Конвенции обозначение термином «Район».
Преобладающее число государств мира являются участниками Конвенции ООН по морскому праву (Россия с 1997 г.). США Конвенцию не ратифицировали, но заявили об обязательности для себя ее норм в силу их обычно-правового характера (кроме норм, касающихся режима морского дна).
В состав договорных источников международного морского права, помимо упомянутых выше, входят также:
Конвенция о режиме Черноморских проливов 1936 года (Конвенция Монтре);
Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 года;
Конвенция о грузовой марке 1966 года;
Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 года (и Протокол к ней 1973 г.);
Договор о запрещении размещения оружия на дне морей и океанов 1971 года;
Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года;
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
Конвенция МОТ о торговых судах 1976 года (№ 147);
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (и Протокол к ней 1978 г.);
Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 года (и Протокол к ней 1978 г.);
Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического океана 1982 года;
Договор между Аргентиной и Чили о правовом режиме Магелланова пролива 1991 года;
Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, касающихся сохранения трансграничных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, 1995 года.
В нормативный массив международного морского права входят также нормы международных обычаев (не охваченных Конвенцией ООН по морскому праву), нормы двусторонних договоров, например Договора между США и Канадой о тихоокеанском лососе 1985 года.
Большое значение имеют резолюции ГА ООН по вопросам международного морского права.
Институциональной частью механизма управления морскими пространствами и их ресурсами являются разного рода международные организации и главная из них Международная морская организация (ИМО) со штаб-квартирой в Лондоне.
Она была учреждена в 1948 году под названием Межправительственной морской консультативной организации (название было изменено в 1982 г.).
Основные цели Организации содействовать международному сотрудничеству в области морских перевозок, морской торговли, безопасности на море.
Главные органы ИМО: Ассамблея, Совет, Секретариат, комитеты (юридический, по защите морской среды и др.).
Различными сторонами деятельности на море занимаются сотни региональных международных организаций, например Индо-Тихоокеанская комиссия по рыболовству.
Важнейшими, наиболее показательными принципами и нормами международного морского права можно считать, в частности, следующие:
внутренние морские воды (которые расположены между внутренней границей территориального моря и сухопутной границей государства), включая воду портов, бухт, заливов, являются частью государственной территории. Их правовой режим определяется государством. Примером исторического залива России является Залив Петра Великого;
территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним находятся под суверенитетом прибрежного государства;
ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль (несколько государств мира Либерия, Перу, Конго, Сомали и др. установили ширину территориального моря в 200 миль);
иностранные суда имеют право мирного (непрерывного и быстрого) прохода через территориальное море с соблюдением правил прибрежного государства;
прибрежное государство вправе осуществлять контроль за деятельностью не только в территориальном море, но и за его пределами в прилежащей зоне (внешняя граница прилежащей зоны не может находиться далее 24 морских миль от исходных линий, от которых исчитывается ширина территориального моря);
международно-правовой режим международных проливов может быть установлен либо Конвенцией ООН по морскому праву (Гибралтарский, Ла-Манш), либо специальными конвенциями между прибрежными государствами (Черноморские проливы, Балтийские проливы, Магелланов пролив). В международных проливах все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, в проливах со специальным режимом могут быть свои особенности;
прибрежные государства осуществляют свой суверенитет в отношении вод, дна и недр пролива, воздушного пространства над ним;
в наиболее важных проливах существует свобода прохода военных кораблей через проливы;
морские порты являются, как правило, открытыми (кроме тех, которые объявлены государством закрытыми). Для захода в порт иностранный военный корабль (государственное судно, используемое в некоммерческих целях) должен получить разрешение;
в прилежащей зоне прибрежное государство следит за соблюдением таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил;
прибрежные государства имеют определенные права в отношении исключительной экономической зоны (зоны, прилегающей к территориальному морю, но не шире 200 морских миль, включая ширину территориального моря). В состав этих прав, в частности, входят:
право на разведку и использование природных ресурсов (живых и неживых);
право на различные виды деятельности в экономических целях;
право на создание искусственных островов и установок;
право на научные исследования и защиту морской среды;
таможенная, фискальная, иммиграционная, санитарная юрисдикция;
международно-правовой институт исключительной экономической зоны появился под давлением развивающихся стран и также может рассматриваться как часть права развития, инструмент приближения к более справедливой организации сообщества государств;
прибрежное государство обладает специализированной юрисдикцией в отношении континентального шельфа (продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 морских миль, если окраина материка меньше этого предела, не более 350 морских миль от берега). Прибрежное государство вправе осуществлять разведку и разработку природных ресурсов шельфа, включая минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы;
любое государство имеет право прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе;
открытое море, морское дно и его ресурсы являются общим достоянием человечества. Все ресурсы Района принадлежат человечеству. Никто не вправе присваивать их;
институт общего наследия человечества еще одна составляющая права развития и еще один механизм, приближающий мир к более справедливой организации. Добыча полезных ископаемых в Районе разрешается под эгидой Международного органа по морскому дну (создан в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.; приступил к деятельности в 1996 г.);
государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к нему и на свободу транзита;
открытое море открыто для всех государств. Оно не может быть присвоено или подчинено юрисдикции других государств. Все государства свободно используют открытое море в мирных целях. Это положение получило название «свободы открытого моря»;
в состав «свободы открытого моря» входят:
свобода судоходства;
свобода полетов;
свобода прокладывать кабели и трубопроводы;
свобода возводить искусственные сооружения;
свобода рыболовства;
свобода научных исследований;
международно-правовой режим замкнутых, т. е. изолированных полностью или частично, морей (морей, заливов, состоящих из территориального моря и исключительных экономических зон нескольких государств) определяется соглашением прибрежных государств;
международные каналы (Суэцкий, Кильский, Панамский) находятся под суверенитетом соответствующего государства, но имеют международно-правовой режим;
государства сами устанавливают правила получения судами права на флаг. По флагу определяется государственная принадлежность судна;
в открытом море, в порту и в территориальном море иностранный корабль (государственное судно) пользуется иммунитетом;
арест/задержание судна в открытом море возможно только по распоряжению органов государства флага судна;
разрешается преследование иностранного судна по горячим следам в открытом море в случае нарушения судном законов прибрежного государства;
в случае столкновения судов или другого инцидента уголовное или административное дело против капитана или члена команды может быть возбуждено государством флага или государством, к гражданству которого принадлежит капитан или член экипажа;
иностранные суда, их пассажиры и экипаж подлежат в порту уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания;
уголовная и гражданская юрисдикция прибрежного государства не распространяется на иностранное судно, которое проходит через территориальное море, и лиц на судне (за рядом исключений: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; пресечение торговли наркотиками; нарушение правил охраны континентального шельфа, исключительной экономической зоны);
уголовная юрисдикция прибрежного государства распространяется на суда и в территориальном море в том случае, если судно вышло из внутренних вод;
гражданская юрисдикция прибрежного государства распространяется на иностранное судно, если оно вышло из его внутренних вод, находится на стоянке в его территориальном море;
уголовная юрисдикция прибрежного государства распространяется на исключительную экономическую зону в части досмотра, ареста, инспекции, суда по вопросам создания и использования искусственных сооружений, научных исследований, защиты морской среды. Арестованное судно и экипаж должны быть отпущены под обеспечение. Исключаются личные виды наказания;
споры физических и юридических лиц между собой в исключительной экономической зоне разрешаются в судах прибрежного государства;
любое государство вправе преследовать пиратов в открытом море и наказывать их;
иностранное судно может быть досмотрено военным или государственным кораблем, если оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием; отказывается поднять флаг;
Карское море, море Лаптевых, Чукотское и Восточно-Сибирское моря это исторические моря России;
Северный морской путь является исторически сложившейся единой национальной транспортной коммуникацией России. Прохождение судов по Северному морскому пути осуществляется в особом режиме, который устанавливается Россией.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики