logo
Шумилов В

Право вто

Созданию ВТО предшествовала выработка и функционирование Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года. С него началось «переключение» в правовом регулировании МТС с двустороннего метода регулирования на многостороннее и затем  на универсальное.

Общая стратегия, которая была заложена в текст ГАТТ, заключалась в следующем:

выявить барьеры/препятствия на пути трансграничного движения товаров, остановить нарастание торговых барьеров, взять под контроль все барьеры и начать их ликвидацию  сначала в отдельных секторах международной торговли, а затем и по максимально широкому фронту.

Идеология ГАТТ  устранение всего, что мешает свободной торговле, проведение последовательной либерализации, создание глобального единого торгового пространства.

Реализуется эта идеология путем: а) согласованного снижения ставок таможенных пошлин до их полной ликвидации; б) выработки правил устранения и/или применения нетарифных мер регулирования.

При этом таможенно-тарифное регулирование рассматривается в качестве главного разрешенного международным торговым правом средства регулирования товаропотоков. Количественное регулирование импорта квотами, лицензиями должно быть запрещено.

Для того чтобы обеспечить поставленные задачи, в рамках ГАТТ периодически проводились многосторонние торговые переговоры (МТП)  «раунды МТП». ГАТТ превратилось в площадку для почти постоянного переговорного процесса. Всего до появления ВТО прошло 8 раундов МТП.

Результатом деятельности ГАТТ стало снижение средней величины таможенных пошлин примерно с 60% в 1947 году до 40% в середине 50-х годов, около 10%  в 70-х годах , 57%  в 90-х годах ХХ века.

Под регулирование ГАТТ фактически попали внутренние правовые режимы государств-участников, касающиеся их внешней торговли.

В дальнейшем развитие международной торговой системы осуществлялось в основном под влиянием ГАТТ, к которому постепенно присоединилась преобладающая часть государств. Развивалась и административная, политическая, правовая инфраструктура ГАТТ, которое со временем превратилось в «параорганизацию».

Соглашение об учреждении ВТО было подписано в г. Марракеше, Марокко, 15 апреля 1994 года. Иногда это Соглашение называют Марракешским соглашением. По состоянию на конец 2006 года членами ВТО являлись порядка 150 государств. Россия практически завершила переговоры с государствами-участниками о присоединении к ВТО.

К Соглашению об учреждении ВТО приложено более 50 соглашений, составляющих единый «пакет»: Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 года (ГАТТ-94), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение по текстилю и одежде, Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение о правительственных закупках, Соглашение о гражданской авиатехнике, Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) и другие.

Нормы соглашений пакета ВТО составляют, в частности, основу права ВТО.

Страна, вступающая в ВТО, принимает обязательства по всему пакету (кроме двух соглашений с ограниченным кругом участников: о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках; эти соглашения являются факультативными).

С принятием тем или иным государством на себя обязательств по праву ВТО отпадает необходимость регулировать ту же сферу взаимоотношений с другими государствами-участниками двусторонними торговыми договорами. Поэтому действие многих таких договоров было либо приостановлено полностью или частично, либо прекращено.

Под регулирование посредством права ВТО попали следующие, среди прочего, аспекты применения государствами тарифных и нетарифных мер воздействия на импорт/экспорт:

 таможенная оценка товаров (ст. VII ГАТТ, Соглашение о применении статьи VII ГАТТ  «Кодекс по таможенной оценке товаров»);

 применение антидемпинговых пошлин (ст. VI ГАТТ, Соглашение о применении статьи VI ГАТТ  «Антидемпинговый кодекс»);

 применение компенсационных пошлин в случае субсидирования иностранного товара (ст. VI ГАТТ, Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах  «Кодекс по субсидиям»);

 квотирование и лицензирование экспорта/импорта (ст. ХIХIV ГАТТ, Соглашение по процедурам лицензирования импорта);

 применение внутренних налогов к импортированным товарам (ст. III, VIII ГАТТ);

 применение защитных мер (ст. ХIХ ГАТТ, Соглашение по защитным мерам);

 субсидирование государствами сельского хозяйства (Соглашение по сельскому хозяйству: ст. 4, п. 2; ст. 5, 6);

 применение технических стандартов (Соглашение по техническим барьерам в торговле);

 применение санитарных и фитосанитарных мер (ст. ХХ ГАТТ, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер);

 сокращение экспортно-импортных формальностей (ст. V, VII, VIII, Х ГАТТ).

Впрочем, даже достигнутый уровень нормативного регулирования международной торговли не исключает постоянных споров между государствами  участниками ВТО. Государства используют многие положения права ВТО по своему усмотрению.

Так, в 1990 году в Таиланде со ссылкой на ГАТТ ограничили импорт сигарет; в 1991 и 1994 годах США ввели ограничения на импорт рыбы (тунца). По всем этим вопросам прошли «разбирательства» в специальных группах (panels) ГАТТ.

В 1997 году в ВТО прошли громкие споры, касающиеся «мяса на гормонах», между ЕС и США, а также Канадой. Европейский Союз отказал в импорте такого мяса под предлогом охраны здоровья людей.

ВТО как классическая международная организация имеет три главных органа:

Конференция министров  непостоянный орган (с сессиями каждые два года), состоящий из представителей всех государств  членов ВТО и наделенный полномочиями принимать решения;

Генеральный совет, также состоящий из представителей всех государств-членов, но имеющий постоянный характер. Генеральный совет осуществляет функции Конференции министров в перерывах между ее сессиями. Кроме того, под руководством Генерального совета находится еще несколько различных советов, которые уполномочены осуществлять наблюдение за действием многосторонних соглашений; в силу принципа расщепления функций, характерного для ВТО, Генеральный совет играет также роль Органа по обзору торговой политики (ООТП);

 Секретариат, возглавляемый Генеральным директором и уполномоченный решать административные вопросы.

Решения в ВТО принимаются на основе принципа простого большинства с постоянным стремлением к поиску консенсуса; это не мешает, впрочем, использованию квалифицированного большинства или полного единогласия в некоторых вопросах (статья IX и X).

В «исключительных обстоятельствах» возможно «освобождение от обязательств» («вэйверы»  waivers), в результате чего государство освобождается от выполнения какого-либо из обязательств, налагаемых на него в рамках ВТО (статья IX, п. 3 и 4).

Высшим органам ВТО дано исключительное право толковать соглашения пакета ВТО (статья IX, п. 2 и 3). Такой прерогативы не было у ГАТТ, но она, по общему правилу, имеется у международных экономических организаций в результате прецедента, созданного уставами МВФ и Всемирного банка.

В Соглашении об учреждении ВТО выделяются две особенные  «опорные»  функции ВТО:

 обеспечивать функционирование механизма обзора торговой политики (статья III, п. 4). Для этого создан Орган по обзору торговой политики, который проводит регулярную экспертизу внутреннего внешнеторгового законодательства стран-участниц;

 обеспечивать функционирование механизма по разрешению споров (статья III, п. 3). Для этого создан Орган по разрешению споров.

В рамках ВТО началось «возвращение» сельскохозяйственного сектора международной торговли к нормам ВТО. В 50-х годах ХХ века США (на основании статьи XXV ГАТТ) вывели свой сельскохозяйственный сектор из-под обязательств по Генеральному соглашению по тарифам и торговле, запретили импорт сельскохозяйственной продукции на либерализованных условиях ГАТТ. Естественно, так же поступили и другие страны, прежде всего ЕС.

Соглашение по сельскому хозяйству, ставшее частью пакета ВТО, поставило задачу интегрировать данный сектор в систему ВТО. Этот процесс осуществляется двумя путями:

а) возведенные государствами нетарифные барьеры «переводятся» в форму таможенных пошлин (чтобы сделать более прозрачным последующее их снижение);

б) сокращаются объемы государственного субсидирования сельского хозяйства. Развивающиеся страны настаивают на ускоренном устранении государственного субсидирования производства сельскохозяйственной продукции в развитых странах Запада.

В начале 60-х годов ХХ века за рамками ГАТТ по воле европейских стран оказался и текстильный сектор международной торговли.

Регулирование международной торговли тканями, текстильной продукцией, одеждой осуществлялось отдельными многосторонними международными соглашениями между основными странами-производителями и странами-потребителями. Суть этих соглашений заключалась в «добровольном ограничении экспорта», что, по сути, являлось аналогом количественных ограничений, формально запрещенных текстом ГАТТ.

В ВТО поставлена задача «вернуть» текстильный сектор международной торговли под правила ВТО. С этой целью в составе пакета соглашений ВТО было выработано «Соглашение по текстилю и одежде».

Соглашение предусматривает устранение в течение переходного периода тех ограничений, которые существовали в международной торговле текстильной продукцией. Информация об ограничениях передается государствами в специальный орган ВТО  Орган по торговле текстилем.

Ограничения, о которых сделаны уведомления, становятся связанными: никакое новое ограничение в соответствующей сфере уже не может быть введено. Государства должны в возрастающей доле освобождать импорт от ограничений, переводить его под правила ГАТТ.

Важнейшими сферами приложения права ВТО стали отношения, касающиеся интеллектуальной собственности и инвестиций,  в той степени, в какой они связаны с международной торговлей.

Специалисты считают, что объем международной торговли правами на интеллектуальную собственность составляет порядка 1% , а та часть торговли, которая защищена патентами и торговыми марками,  1520%. В цене таких товаров значителен не только материальный, но и интеллектуальный компонент.

В постиндустриальную эпоху роль интеллектуальной собственности многократно возрастает. В определенном смысле, «кто владеет знаниями  тот владеет миром». Именно поэтому развитые страны западного цивилизационного типа, во-первых, активно занимаются «переманиванием умов», открывают дорогу в свои страны высококвалифицированным специалистам, а во-вторых, ведут борьбу с нарушениями прав на интеллектуальную собственность в других странах.

Сделки с контрафактной продукцией обычно оцениваются примерно в 5% от мировой торговли; ее производство обеспечивает многочисленные рабочие места в промышленности стран-экспортеров, а это, как правило, развивающиеся страны или новые индустриальные страны. Проблема интеллектуальной собственности  это сфера столкновения интересов развитого и развивающегося миров.

Действующее в рамках ВТО Соглашение по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность (оно известно под аббревиатурой «ТРИПС»  от английского варианта названия Соглашения) должно обеспечить правомерную защиту прав интеллектуального собственника. При том, что такая защита не должна служить препятствием международной торговле.

Соглашение содержит целый «набор положений», которые уточняют роль государственных органов и особенно судов, с тем чтобы государства могли выполнять свои основные обязательства по обеспечению прав на интеллектуальную собственность и применять санкции за нарушение этих прав.

Когда границу пересекают контрафактные, или «пиратские», товары, обладатель права на интеллектуальную собственность имеет возможность приостановить перемещение таких товаров через компетентные таможенные органы соответствующей страны (ст. 5160 ТРИПС).

В сфере действия ТРИПС действуют два основополагающих принципа:

 о предоставлении национального режима;

 о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации.

Они действуют в отношении защиты прав, предусмотренных ТРИПС, а также в отношении осуществления этих прав (ст. 3 (1) и примеч. 3).

Действующее в рамках ВТО Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (оно известно под аббревиатурой «ТРИМС») направлено против различных обременений и требований в отношении иностранного инвестора.

Речь идет о практике принимающих государств требовать от иностранных инвесторов, чтобы они, например, осуществляли производство только из сырья и материалов, произведенных в стране пребывания, или обязательно экспортировали произведенную продукцию. Такая практика искажает рынок, создает неблагоприятный инвестиционный климат, порождает дискриминационный режим.

Соглашение ТРИМС требует соблюдения принципа предоставления национального режима, принципа запрета количественных ограничений, «других прав и обязанностей, вытекающие из ГАТТ».

Соглашение ТРИМС содержит также индикативный перечень мер, несовместимых с ГАТТ. В перечне приведены меры, которые: а) несовместимы с обязанностью предоставлять национальный режим; б) несовместимы с обязанностью осуществить общую отмену количественных ограничений.

К первой группе запрещенных мер относятся, например, требования к иностранному инвестору покупать или использовать продукцию национального происхождения; ко второй  установление для иностранного инвестора объемов обязательного экспорта.