Проблема распространения оружия массового уничтожения
Под оружием массового уничтожения (ОМУ) понимаются ядерное, химическое, бактериологическое, радиологическое, экологическое виды оружия.
Ядерное оружие является наиболее опасным и наиболее подготовленным к применению. Именно с этого вида оружия начались попытки взять под контроль сферу вооружений и разоружения.
Как и в большинстве областей международной жизни, проблема вооружений и разоружения также прошла путь от преимущественно односторонних действий государств к двустороннему, многостороннему и универсальному (глобальному) регулированию.
На двустороннем уровне были подписаны, в частности: Соглашение между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 года, Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 года, Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях 1976 года и др.
На многостороннем уровне были подписаны: Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года (не вступил в силу).
Согласно Договору 1968 года, ядерные державы взяли на себя обязательство не передавать ядерное оружие неядерным государствам, а неядерные государства не принимать и не производить ядерное оружие.
Неядерные государства должны иметь четкие юридические гарантии на случай применения ядерного оружия и/или от угрозы такого применения. В настоящее время в рамках ООН готовится соответствующий акт по данному вопросу.
Вехами на пути разоружения в других сферах стали:
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года;
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 года;
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования техники, изменяющей окружающую среду, 1977 года;
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года.
В последние десятилетия многие государства предпринимают усилия для того, чтобы обзавестись оружием массового уничтожения (ОМУ) ядерным, химическим, биологическим.
Специалистами считается, что де-факто ядерное оружие имеется, например, у Израиля, Пакистана и некоторых других государств. Потенциальной ресурсной возможностью создать такое оружие располагают порядка двух десятков стран, в том числе КНДР (Северная Корея).
Таким образом, происходит «эрозия» международно-правового режима нераспространения ядерного оружия, что несет угрозу миру и безопасности.
Вместе с тем следует иметь в виду, что распространение ОМУ это нарушение только со стороны тех государств, которые участвуют в соответствующем договоре.
Кроме того, даже нарушение со стороны государства участника договора еще не означает, что угроза миру наступает автоматически. Следовательно, не должно наступать автоматически и право применить санкции (силу) против правонарушителя.
Данные вопросы должны находиться в компетенции Совета Безопасности ООН. Ни государства, ни другие международные организации не вправе решать подобные вопросы.
США рассматривают попытки «недружественных государств» нарушить режим нераспространения ядерного оружия, обзавестись таким оружием как угрозу для себя и как основание для «превентивной самообороны».
Понятно, что при этом США намерены самостоятельно определять состав «недружественных государств» («государств-изгоев» и т. п.), а также время и средства «превентивной самообороны».
Односторонние превентивные меры в этом случае ставят под вопрос принципы невмешательства и неприменения силы. Такой подход чреват серьезными международными конфликтами, дезорганизацией международного правопорядка.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики