logo
Шумилов В

Проблема распространения оружия массового уничтожения

Под оружием массового уничтожения (ОМУ) понимаются ядерное, химическое, бактериологическое, радиологическое, экологическое виды оружия.

Ядерное оружие является наиболее опасным и наиболее подготовленным к применению. Именно с этого вида оружия начались попытки взять под контроль сферу вооружений и разоружения.

Как и в большинстве областей международной жизни, проблема вооружений и разоружения также прошла путь от преимущественно односторонних действий государств к двустороннему, многостороннему и универсальному (глобальному) регулированию.

На двустороннем уровне были подписаны, в частности: Соглашение между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 года, Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 года, Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях 1976 года и др.

На многостороннем уровне были подписаны: Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года (не вступил в силу).

Согласно Договору 1968 года, ядерные державы взяли на себя обязательство не передавать ядерное оружие неядерным государствам, а неядерные государства  не принимать и не производить ядерное оружие.

Неядерные государства должны иметь четкие юридические гарантии на случай применения ядерного оружия и/или от угрозы такого применения. В настоящее время в рамках ООН готовится соответствующий акт по данному вопросу.

Вехами на пути разоружения в других сферах стали:

 Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года;

 Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 года;

 Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования техники, изменяющей окружающую среду, 1977 года;

 Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года.

В последние десятилетия многие государства предпринимают усилия для того, чтобы обзавестись оружием массового уничтожения (ОМУ)  ядерным, химическим, биологическим.

Специалистами считается, что де-факто ядерное оружие имеется, например, у Израиля, Пакистана и некоторых других государств. Потенциальной ресурсной возможностью создать такое оружие располагают порядка двух десятков стран, в том числе КНДР (Северная Корея).

Таким образом, происходит «эрозия» международно-правового режима нераспространения ядерного оружия, что несет угрозу миру и безопасности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что распространение ОМУ  это нарушение только со стороны тех государств, которые участвуют в соответствующем договоре.

Кроме того, даже нарушение со стороны государства  участника договора еще не означает, что угроза миру наступает автоматически. Следовательно, не должно наступать автоматически и право применить санкции (силу) против правонарушителя.

Данные вопросы должны находиться в компетенции Совета Безопасности ООН. Ни государства, ни другие международные организации не вправе решать подобные вопросы.

США рассматривают попытки «недружественных государств» нарушить режим нераспространения ядерного оружия, обзавестись таким оружием как угрозу для себя и как основание для «превентивной самообороны».

Понятно, что при этом США намерены самостоятельно определять состав «недружественных государств» («государств-изгоев» и т. п.), а также время и средства «превентивной самообороны».

Односторонние превентивные меры в этом случае ставят под вопрос принципы невмешательства и неприменения силы. Такой подход чреват серьезными международными конфликтами, дезорганизацией международного правопорядка.