Мвф как международная организация
Главным объектом регулирования в системе и праве МВФ является трансграничное движение валют, валютные курсы, поддержание равновесия платежных балансов.
Обязательства государств в сфере международных валютных отношений заключаются в следующем:
государства обязаны уведомлять МВФ о своем внутреннем валютном законодательстве и его изменении;
государства обязаны «сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами, чтобы обеспечить исполнение согласованных правил валютного обмена и развивать стабильную систему валютных курсов» (статья IV Устава МВФ);
государства должны быть под «строгим надзором» МВФ, который осуществляется, как правило, в форме периодических консультаций (обычно ежегодных), затрагивающих на практике все экономическое положение целиком.
Высшим органом МВФ является Совет Управляющих (далее Совет), состоящий из представителей всех государств-членов. Часто его в русском переводе называют Административным советом.
Каждое государство имеет право направить в Совет двух лиц Управляющего и его заместителя (обычно это министр финансов либо руководитель центрального банка) сроком на 5 лет.
В компетенцию Совета входят: принятие новых членов, приостановление членства, исключение, заключение соглашений с международными организациями, утверждение соглашений с государствами о кредитовании, увеличение или уменьшение основного капитала, одобрение всеобщего пересмотра квот, распоряжение прибылью, утверждение бюджета Фонда, разрешение споров по толкованию Соглашения о МВФ, одобрение всеобщего изменения паритета валют, пересмотр норм по покупке иностранной валюты и др.
Исполнительным органом МВФ является Исполнительный Директорат (далее ИД), состоящий из 40 Исполнительных Директоров постоянных и временных.
Постоянные Директора назначаются на 2 года государствами, имеющими наибольшие квоты. Временные Директора избираются на 2 года государствами на основе географического представительства (в том числе 3 представителя от европейских государств; 3 от латиноамериканских государств). При этом по одному представителю обязательно избираются от Китая и России.
Заседания ИД происходят по мере необходимости как правило, несколько раз в неделю. ИД следит за механизмом формирования валютных курсов, принимает решения о предоставлении финансовой помощи государствам-членам.
В соответствии со статьей ХII Устава в МВФ предусмотрено право Совета Управляющих создать орган (Совет) на уровне министров государств-членов с правом принимать обязательные для исполнения решения. Выполнить это не удается из-за позиции развивающихся стран, без голосов которых блокируется создание постоянного органа.
По решению Совета Управляющих в 1974 году в качестве переходного органа был создан Временный комитет (ВК) Совета Управляющих МВФ, взявший на себя некоторые функции по наблюдению за управлением международной валютной системой и ее эволюцией.
ВК формируется, по аналогии с ИД, из назначаемых и избираемых на основе географического принципа представителей. Заседания ВК проходят 2 раза в год.
Директор-распорядитель МВФ назначается ИД Фонда из числа лиц, не связанных с руководящими органами МВФ. Директор-распорядитель является председателем ИД без права голоса (кроме случаев равного распределения голосов), а также возглавляет Секретариат МВФ. Директор-распорядитель обеспечивает связь между ИД, аппаратами Фонда и Банка, правительствами государств-членов, между МВФ и Секретариатом ООН, другими международными организациями.
Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Кроме того, в Париже и Женеве имеются постоянные представительства МВФ. В 1991 году учреждено представительство МВФ и МБРР в Москве.
Структура и порядок формирования руководящих органов МБРР такие же, как и в МВФ. В компетенцию ИД Банка входит принятие решений о предоставлении кредитов в каждом конкретном случае.
МВФ и группа Всемирного банка самым тесным образом связаны с ООН. В сентябре 1947 года Советами Управляющих Фонда и Банка были одобрены Соглашения между ООН и МВФ, между ООН и МБРР. Позднее эти Соглашения были утверждены резолюцией ГА ООН № 124 от 15 ноября 1947 года. В результате МВФ и МБРР получили статус специализированных учреждений ООН.
Многие вопросы организации и управления в МВФ зависят от величины квоты государства-члена в уставном (подписном) капитале Фонда.
Внесенные в рамках своей доли средства государств-участников образуют объединенные денежные запасы. На основе квоты определяется сумма, которую государство может занять у организации. Ответственность государств перед Фондом ограничивается размером квоты.
Размер квоты каждого государства рассчитывается по стандартной формуле на основании сложных критериев, учитывающих место государства в мировой торговле с поправками на уровень национального дохода и количество населения.
Когда государство член МВФ, имеющее отрицательный платежный баланс, израсходует свой валютный резерв, оно может воспользоваться своим «правом специального заимствования» и обращается к МВФ с просьбой о займе.
В этом случае МВФ обращается к другому государству-члену, имеющему большой валютный запас, о выделении необходимых средств. Страна-кредитор получает дополнительные специальные права заимствования. Итог действий системы заимствований выражается в поддержании относительного равновесия балансов, курсовых соотношений.
Количество голосов, которыми государства-члены располагают в МВФ и МБРР, определяется в зависимости от квоты этого государства в капитале МВФ.
Все государства Фонда и Банка имеют по 250 так называемых «базисных» голосов. Сверх этого государства получают по одному дополнительному голосу за каждые 100 тыс. СДР своей квоты.
Так, США располагают 180 тыс. голосов, а Мальдивы 270 голосами (при квоте около 3 млн долларов США). Доля голосов США сократилась с 30% в 1948 году до 17,7% в 90-х годах ХХ века, Великобритании с 14 до менее 6%. В совокупности крупные развитые государства обладают почти 70% голосов, в том числе Германия и Япония по 5,5%, страны ЕС 26%.
Квота Бразилии равна 2 170 800 000 СДР, что составляет примерно 1,5% от общего объема; самые маленькие доли, в частности, у Кирибати, Бутана они составляют менее 0,003% от всего капитала Фонда.
Максимальный объем помощи, которую государство-член может получить от Фонда, также зависит от его квоты; в настоящее время этот максимум помощи равняется в принципе 420% от размера квоты, хотя возможны и превышения максимума.
Дополнительное предоставление Фонду и Банку национальной валюты для целей кредитования дает право на дополнительные голоса (1 голос за каждые 400 тыс. СДР).
Государства члены МФК имеют по 250 голосов независимо от квоты и по одному дополнительному голосу за каждую акцию МФК, стоимость которой составляет 1 тыс. СДР.
Государства члены МАР имеют по 500 «основных» голосов и по одному дополнительному голосу за каждые 5 тыс. СДР, внесенных по подписке. Развитые государства осуществляют свои подписные взносы в свободно конвертируемой валюте (СКВ). Развивающиеся страны только 10% взносов осуществляют в СКВ, остальные 90% в национальной валюте.
Компетенция МВФ обладает по отношению к государствам-членам определенными наднациональными чертами.
Элементы наднациональности были заложены в статье IV Соглашения о МВФ. На ее основании Фонд определял политику государств-членов в области паритета национальных валют, без согласия государств менял курсы валют.
Государства были лишены права самостоятельно вводить валютные ограничения на покупку валют, изменять их паритет, проводить девальвацию и ревальвацию без согласия Фонда, должны были по требованию Фонда предоставить отчеты о своем финансово-экономическом положении.
После внесения в статью IV в 70-х годах ХХ века некоторых изменений элементы наднациональности в МВФ приобрели более мягкую форму. Естественно, с отменой золотого паритета повысилась роль государств в определении валютных курсов, но все основные и правовые вопросы функционирования системы СДР по-прежнему находятся в компетенции МВФ.
Существует более 40 вопросов, решения по которым обязательны для исполнения государств-членов. Причем для принятия решений в Фонде достаточно большинства в 7085% голосов, зачастую решения принимаются органами ограниченного членского состава.
Фонд осуществляет строгий надзор за валютной политикой государств-членов на многостороннем и одностороннем уровне. Государства не вправе манипулировать валютными курсами в ущерб международной валютной системе, использовать изменения валютного курса в целях неоправданного обогащения, вводить без согласия Фонда ограничения по текущим международным операциям (ст. VIII), прибегать к множественности валютных курсов.
Государства обязаны предоставлять Фонду статистические данные о состоянии экономики, допускать представителей Фонда для изучения на месте экономического положения (ст. ХII).
МВФ в определенном смысле имеет полномочия, которые можно квалифицировать как «квазизаконодательные» и «квазисудебные». Не только МВФ, но и многим региональным банкам предоставлено право толковать свои учредительные документы (полномочия на толкование своих уставов) и разрешать споры, связанные с их применением.
«Право МВФ», по сути, императивно. МВФ представляет собой механизм, сопоставимый с функциями мирового министерства финансов. В то же время и система МВФ МБРР, и «право МВФ» требуют корректировки.
В рамках МВФ сложилась так называемая «Группа 10», которая состоит из представителей развитых западных государств участников Генерального соглашения о займах 1962 года «General Arrangements to Borrow» (это соглашение регулярно каждые 45 лет возобновляется, с некоторыми изменениями). В рамках «Группы 10» встречаются министры финансов и управляющие центральными банками.
Государства участники Соглашения предоставляют Фонду займы для дополнительного кредитования государств-членов через механизм МВФ и могут закупать в Фонде валюту в больших суммах и на приемлемых условиях вне зависимости от их квоты.
В 80-х годах ХХ века в Соглашение было внесено изменение, в соответствии с которым МВФ получил право финансировать из заемных средств государства, не являющиеся членами МВФ (но на более строгих условиях).
После финансового кризиса в Мексике в 1994 году Совет Управляющих утвердил так называемое Новое соглашение о займах (New Arrangements to Borrow) между МВФ и 25 членами МВФ, имеющее целью привлечение дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения функционирования международной финансовой системы. Новое соглашение вступило в силу в 1998 году.
Генеральное соглашение о займах и Новое соглашение о займах действуют одновременно. Общая сумма ресурсов, доступных МВФ по этим двум соглашениям, составляет порядка 45 млрд долларов. Механизм Генерального соглашения «запускался» более десяти раз; Нового соглашения пока только в 1998 году для финансирования Бразилии.
В качестве своеобразного противовеса «Группе 10» развивающимися странами сформирован «Комитет 24» («Группа 24»), который координирует позиции развивающихся стран в Советах Управляющих, Исполнительных Директоратах и других органах МВФ и МБРР.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики