Агрессия как международное преступление
Главной опасностью для мира и безопасности государств является агрессия, т. е. вооруженное нападение.
В современном МП агрессия признается в качестве серьезного правонарушения (международного преступления).
Становление нормы, запрещающей агрессию, началось лишь в ХХ веке. В Декрете о мире, принятом в России в 1917 году, захватнические войны квалифицировались в качестве «величайшего преступления против человечества».
В одной из деклараций Лиги Наций в 1927 году утверждалось: «Всякая агрессивная война является и остается запрещенной», «составляет международное преступление».
Устав ООН закрепил запрет на применение не только силы, но и угрозы силой. В резолюцию ГА ООН «Определение агрессии», принятую по инициативе СССР 14 декабря 1974 года, было включено положение: «Агрессивная война является преступлением против международного мира», независимо от того, имел место факт объявления войны или нет.
Государства западного цивилизационного типа всячески сопротивлялись принятию данной резолюции ГА ООН и, по сути, до сих пор отвергают имеющееся определение агрессии.
ГА ООН в 1981 году приняла Декларацию, в соответствии с которой тягчайшим преступлением против человечества является применение ядерного оружия первым.
В Статуте Международного уголовного суда содержится указание на агрессию как на один из составов преступлений (ст. 5, ч. 2). Однако разработка понятия агрессии ведется специальной Подготовительной комиссией Международного уголовного суда.
Агрессией следует считать применение вооруженной силы против государства, когда страдают политическая независимость, территориальная неприкосновенность и суверенитет страны.
Совету Безопасности ООН предоставлено право определять, в каком случае имеет место акт агрессии, а в каком нет. Вооруженные пограничные инциденты, как правило, не носят характера агрессии.
Под квалификацию в качестве акта агрессии могут подпадать следующие действия:
нападение вооруженных сил, вторжение их на территорию иностранного государства;
нападение вооруженных сил на вооруженные силы иностранного государства;
применение вооруженных сил, находящихся на территории иностранного государства по соглашению, в нарушение этого соглашения;
продолжение пребывания вооруженных сил, находившихся на территории иностранного государства по соглашению, после прекращения этого соглашения;
бомбардировка территории иностранного государства;
применение любого (иного) оружия против государства;
вооруженная блокада портов, берегов;
предоставление национальной территории иностранному государству для совершения акта агрессии против третьего государства;
засылка на иностранную территорию вооруженных банд, наемников, регулярных сил, которые совершают акты применения вооруженной силы, равнозначные агрессии.
Отдельные черты в «картину» вооруженного нападения привносят, в частности, решения Международного суда ООН. Так, по делу «Никарагуа против США» Суд констатировал: вооруженным нападением не считается, например, снабжение восставших оружием и припасами.
Кроме того, допустимо применение силы для защиты своих граждан в иностранном государстве. На основе этой нормы (принципа) израильский десант высаживался в аэропорту Уганды, чтобы освободить захваченных террористами заложников в израильском самолете.
Со ссылкой на это основание США неоднократно проводили вооруженные акции в иностранных государствах. Зачастую такие акции по масштабам были непропорциональны и соизмеримы с агрессией (как, например, вторжение на Гренаду).
Следовательно, имеющееся по этому вопросу регулирование недостаточно, пробельно.
Итак, определение вооруженной агрессии в том или ином виде существует. Сложились и развиваются принципы и нормы, регулирующие отношения государств по поводу актов агрессии с применением военной силы.
В то же время этого нельзя сказать применительно к невоенным формам агрессии, например идеологической или экономической. Выработать концепции, приемлемые определения и нормы на этом направлении государствам еще только предстоит.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики