logo
Шумилов В

Международная экономическая система, ее компоненты

Наряду с международной военно-политической системой, существует также международная экономическая система (МЭС).

Международная экономическая система  это хозяйственная, имущественная часть жизни мирового сообщества. Ее образует вся сфера, в которой перемещаются разного рода ресурсы и взаимодействуют между собой экономические операторы.

Для поддержания жизнедеятельности людей, организаций и государств необходимы ресурсы (в широком понимании слова)  сырье, материальные вещи, нематериальные ценности, финансовые, инвестиционные ресурсы, рабочая сила и т. п.

В экономической системе разворачивается жесткая борьба за те или иные ресурсы, имеет место противостояние интересов, в том числе на уровне государств. Оно может выражаться в честной или нечестной конкуренции и даже в вооруженных конфликтах. Собственно, преобладающая часть войн и конфликтов в истории человечества в конечном счете объясняется стремлением к обладанию соответствующими ресурсами.

В определенном смысле военно-политическая система «стоит на страже» экономической системы. Этот тезис хорошо иллюстрирует практика военно-морского патрулирования военными кораблями США морских районов и путей, по которым осуществляется транспортировка нефти в США.

МЭС является подсистемой международной системы. В то же время МЭС сама имеет сложное строение, состоит из подсистем и компонентов.

Первый компонент  предметно-объектный, т. е. те отношения, которые подлежат регулированию. Совокупность таких отношений называется международными экономическими отношениями (МЭО).

Международные экономические отношения можно «разложить», в частности, на следующие составляющие:

 международные торговые отношения;

 международные финансовые отношения;

 международные инвестиционные отношения;

 международные миграционные (трудоресурсные) отношения;

 отношения международной экономической помощи.

Международные экономические отношения (в широком смысле этого понятия) имеют два уровня отношений  публично-правовой и частноправовой:

Частноправовой уровень МЭО составляют хозяйственные, гражданско-правовые отношения между физическими/юридическими лицами разных стран.

Этот уровень МЭО регулируется внутренним правом соответствующего государства (или государств); в случае коллизий между национальными правовыми системами разных стран  международным частным правом (которое, в свою очередь, рассматривается доктриной как часть внутреннего права).

Публично-правовой уровень МЭО составляют отношения между публичными лицами (государствами, межгосударственными организациями). Этот уровень МЭО регулируется нормами МП.

В этой сфере можно выделить несколько групп МЭО:

 отношения между публичными лицами по поводу ресурсов и их международно-правовых режимов;

 отношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в рамках которых вращаются частные операторы и перемещаются ресурсы (т. е. «лица» и «вещи»).

В целом в МЭС прослеживаются две взаимосвязанные тенденции:

а) усиление внимания публичных лиц к частноправовым вопросам и углубляющееся участие публичных лиц в частноправовых отношениях;

б) «публицизация» (если можно так выразиться) частноправовых отношений, т. е. вынесение все большего объема вопросов частноправовой проблематики на публично-правовой уровень.

Основные «ресурсные потоки» (товаропотоки, финансовые и инвестиционные потоки) протекают между тремя современными «центрами экономической силы»  США, ЕС, Японией.

Еще один важный «срез» таких потоков  между развитым миром (состоящим из государств западного цивилизационного типа) и развивающимися и постсоветскими странами.

Третий «срез»  ресурсные потоки за пределами развитого мира, внутри развивающегося мира.

Между государствами и различными группами государств усиливается конкурентная борьба за влияние в МЭС. Одним из главных способов победить в этой борьбе является экономическая интеграция. Вот почему интеграция развернулась практически на всех континентах.

Второй компонент МЭС  институционально-субъектный. К нему относятся все публичные и частные лица: государства, международные организации, неправительственные организации, субъекты федераций, многонациональные предприятия (ТНК/ТНБ), юридические, физические лица разных стран и т. д.

Участников МЭО на частноправовом уровне принято называть операторами МЭО. Именно «операторы» МЭО совершают преобладающую часть международных сделок по трансграничному перемещению товаров/услуг, финансов, инвестиций, рабочей силы.

Естественно, главная роль в совершении таких сделок принадлежит предприятиям (юридическим лицам), в том числе многонациональным предприятиям.

Государства, международные экономические организации также выступают в качестве операторов МЭО. Однако при этом они являются еще и субъектами МП, творцами соответствующих международно-правовых норм.

Третий компонент МЭС  нормативноегулятивный. В него входят все виды норм, задействованных в регулирование МЭО, а именно:

 нормы внутреннего права;

международно-правовые нормы;

 так называемые неправовые нормы (нормы международной морали, международные религиозные нормы, международные политические нормы, международные рекомендательные нормы). Часть таких норм принято называть мягким правом;

 внутреннее право международных организаций;

 нормативные блоки, условно называемые транснациональным правом и наднациональным правом.

Международно-правовые нормы, регулирующие соответствующую часть МЭО, составляют международное экономическое право (МЭП). Таким образом, МЭП  это отрасль МП и лишь один из элементов нормативного компонента МЭС. А правовая составляющая этого нормативного компонента  часть глобального права и глобальной правовой системы.

Субъектами МЭП являются государства и международные организации (публичные лица). Только они  творцы норм МЭП, носители прав и обязанностей по международному экономическому праву.

Международное экономическое право, в свою очередь, содержит внутри себя ряд крупных институтов и подотраслей, например:

 международное торговое право;

 международное финансовое право;

 международное инвестиционное право;

 международное миграционное право;

 право международной экономической помощи;

 право международной экономической интеграции;

 право экономического развития и т. д.

Государства как субъекты МЭП договариваются между собой, например, о поставке товаров в качестве экономической помощи, урегулировании задолженности, механизме двусторонних расчетов, совместном инвестировании в общий объект, об условиях допуска иностранных товаров, инвестиций, рабочей силы и т. п.

На многостороннем уровне вырабатываются международно-правовые режимы МЭО в целом или отдельных частей МЭС.

Четвертый компонент  функциональный. Под ним понимаются методы регулирования МЭС. К таким методам можно отнести, в частности, следующие:

 правовое и неправовое регулирование;

 одностороннее, двустороннее, многостороннее, универсальное;

 «мягкое», «жесткое»;

 диспозитивное, императивное;

 регулирование посредством международных договоров и через международные организации и т. д.

Как о методах, видимо, можно говорить также и о транснациональном, наднациональном регулировании.

Государства, решая проблему, выбирают наиболее приемлемые в каждом случае методы регулирования, чтобы согласовать государственные интересы и воплотить их в тот или иной правовой либо политико-правовой режим.

Правильно выбранный метод или совокупность методов позволяет сделать право наиболее эффективным.

Заметна тенденция постепенного «переключения» в регулировании тех или иных вопросов с неправового на правовое, с «мягкого» на «жесткое», с диспозитивного на императивное, с одностороннего на двустороннее, затем  многостороннее, универсальное и наднациональное. Используется и различное сочетание этих методов.

В МЭС большое значение имеют международные экономические организации, которым свойственны элементы наднациональности (МВФ, а также международные организации, являющиеся институциональной основой экономической интеграции).

В отдельных институтах и подотраслях МЭП могут быть свои  специальные методы регулирования, например в международном торговом праве  метод потоварного или посекторального регулирования товарных рынков.

Наиболее глобальной тенденцией является сочетание в правовом регулировании внутреннего права и международного права. Их усиливающееся взаимодействие, особенно заметное в МЭС, и ведет к становлению глобального права.

Из-под действия внутреннего права под регулирование посредством международно-правовых норм передаются все новые и новые вопросы когда-то внутренней компетенции государств.

Особенно наглядно это проявляется в деятельности Всемирной торговой организации (ВТО), в сферу регулирования которой перешли и переходят вопросы применения тарифных и нетарифных барьеров, интеллектуальной собственности, инвестиционных мер, экологических нормативов и т. п.

В компетенцию Международного валютного фонда (МВФ) государства передали вопросы, связанные с валютными курсами и платежными балансами.

Пятый компонент  идеологический. К нему относятся различные внешнеполитические и внешнеэкономические доктрины и концепции, международное правосознание и т. п.

Государствам объективно требуется идеологическое обоснование их действий. В современной МЭС таким идеологическим обоснованием могут служить концепции правовых государств, рыночной экономики, честной конкуренции и т. п.

Из вышеизложенного видно, что международная экономическая система в свернутом виде содержит в себе, в частности:

 международную торговую систему;

 международную финансовую систему;

 международную инвестиционную систему;

 международную миграционную систему;

 систему международной экономической помощи.

Каждая из этих систем имеет те же компоненты, только набор, соотношение этих компонентов  разные.