Дипломатическое право
Международно-правовые нормы и принципы, регулирующие правовое положение и деятельность дипломатических представительств, образуют отрасль МП дипломатическое право.
Исторически корни современного дипломатического права уходят в далекое прошлое к нормам посольского права, существовавшим в отношениях между древними государствами.
Основной нормативный массив дипломатического права содержится в нескольких многосторонних международных конвенциях. Среди них:
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года;
Конвенция о специальных миссиях 1969 года (Россия не участвует);
Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года.
Государства имеют право направлять и принимать дипломатические представительства. Международная практика выработала несколько видов дипломатических представительств: миссии, посольства, специальные миссии.
Миссия возглавляется посланником или поверенным в делах; посольство чрезвычайным и полномочным послом. Послы и посланники аккредитуются при главе иностранного государства; поверенные в делах при министре иностранных дел.
В практике СССР использовались такие зарубежные органы внешних сношений, как торговые представительства (торгпредства). Торгпредства обеспечивали осуществление государством монополии внешней торговли, контролировали поставки по экспорту и импорту.
Торговые представительства являются частью посольства. В постсоветский период значительная часть торгпредств преобразована в аппараты торговых советников посольств.
Специальные миссии направляются в иностранное государство в качестве временного представительства с целью решения специальной задачи.
Дипломатические отношения устанавливаются по соглашению сторон. После этого сторонами, как правило, учреждаются постоянные представительства, основная функция которых представлять свое государство.
Кроме того, дипломатические представительства вправе вести переговоры с правительством страны пребывания, защищают интересы национальных частных лиц в стране пребывания, изучают все стороны жизни иностранного государства.
Дипломатические представительства, согласно МП, имеют определенные иммунитеты и привилегии. Главный из иммунитетов неприкосновенность помещений представительства. Неприкосновенность распространяется также на транспортные средства, документы, архивы представительства, дипломатическую почту.
Представительство обладает также налоговым и таможенным иммунитетами, т. е. освобождается от уплаты всех налогов и таможенных пошлин на предметы, которые предназначены для официального пользования.
У дипломатического представительства есть привилегия пользоваться государственным флагом своей страны, свободно осуществлять официальные связи, пользоваться шифром.
Привилегии и иммунитеты имеют и сотрудники представительства, которые относятся к дипломатическому персоналу. Их нельзя задерживать или подвергать аресту. Они обладают иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции страны пребывания. Жилые помещения и имущество дипломатических работников также пользуются неприкосновенностью.
Дипломаты освобождаются от уплаты таможенных пошлин на предметы личного пользования и от уплаты налогов.
Эти же иммунитеты в стране пребывания распространяются и на членов семьи дипломата.
В состав дипломатического персонала включаются не только работники министерства иностранных дел, но и других министерств и ведомств (министерства финансов, министерства обороны, министерств, ведающих вопросами экономики, сельского хозяйства, таможенных органов, спецслужб и т. п.).
Помимо дипломатического персонала, в представительстве работают еще две категории персонала: административно-технический и обслуживающий.
К административно-техническому персоналу относятся квалифицированные специалисты юрисконсульты, переводчики, бухгалтеры, шифровальщики и т. п.; к обслуживающему персоналу шоферы, повара, охранники, садовники и т. п.
Правовое положение этих категорий персонала также определено Венской конвенцией о дипломатических сношениях.
Государство пребывания обязано обеспечить защиту помещений дипломатического представительства и нормальные условия его деятельности. Наиболее известный случай нарушения этой обязанности захват иранскими властями в 1979 году посольства США в Тегеране.
В международном праве сложился также нормативный массив, который можно было бы назвать дипломатическим правом международных организаций. Это крупный международно-правовой институт, структурно «соединяющий» две отрасли МП право внешних сношений и право международных организаций.
Иммунитеты и привилегии международных организаций определяются в их уставах (например, ст. 105 Устава ООН), многосторонних договорах и в договорах со страной, где размещается штаб-квартира и осуществляется деятельность организации.
Примерами могут служить: Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года (не вступила в силу).
В общих чертах иммунитеты и привилегии международных организаций, их персонала идентичны тем, что закреплены дипломатическим правом.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики