logo
Шумилов В

Дипломатическое право

Международно-правовые нормы и принципы, регулирующие правовое положение и деятельность дипломатических представительств, образуют отрасль МП  дипломатическое право.

Исторически корни современного дипломатического права уходят в далекое прошлое  к нормам посольского права, существовавшим в отношениях между древними государствами.

Основной нормативный массив дипломатического права содержится в нескольких многосторонних международных конвенциях. Среди них:

 Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года;

 Конвенция о специальных миссиях 1969 года (Россия не участвует);

 Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года.

Государства имеют право направлять и принимать дипломатические представительства. Международная практика выработала несколько видов дипломатических представительств: миссии, посольства, специальные миссии.

Миссия возглавляется посланником или поверенным в делах; посольство  чрезвычайным и полномочным послом. Послы и посланники аккредитуются при главе иностранного государства; поверенные в делах  при министре иностранных дел.

В практике СССР использовались такие зарубежные органы внешних сношений, как торговые представительства (торгпредства). Торгпредства обеспечивали осуществление государством монополии внешней торговли, контролировали поставки по экспорту и импорту.

Торговые представительства являются частью посольства. В постсоветский период значительная часть торгпредств преобразована в аппараты торговых советников посольств.

Специальные миссии направляются в иностранное государство в качестве временного представительства с целью решения специальной задачи.

Дипломатические отношения устанавливаются по соглашению сторон. После этого сторонами, как правило, учреждаются постоянные представительства, основная функция которых  представлять свое государство.

Кроме того, дипломатические представительства вправе вести переговоры с правительством страны пребывания, защищают интересы национальных частных лиц в стране пребывания, изучают все стороны жизни иностранного государства.

Дипломатические представительства, согласно МП, имеют определенные иммунитеты и привилегии. Главный из иммунитетов  неприкосновенность помещений представительства. Неприкосновенность распространяется также на транспортные средства, документы, архивы представительства, дипломатическую почту.

Представительство обладает также налоговым и таможенным иммунитетами, т. е. освобождается от уплаты всех налогов и таможенных пошлин на предметы, которые предназначены для официального пользования.

У дипломатического представительства есть привилегия пользоваться государственным флагом своей страны, свободно осуществлять официальные связи, пользоваться шифром.

Привилегии и иммунитеты имеют и сотрудники представительства, которые относятся к дипломатическому персоналу. Их нельзя задерживать или подвергать аресту. Они обладают иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции страны пребывания. Жилые помещения и имущество дипломатических работников также пользуются неприкосновенностью.

Дипломаты освобождаются от уплаты таможенных пошлин на предметы личного пользования и от уплаты налогов.

Эти же иммунитеты в стране пребывания распространяются и на членов семьи дипломата.

В состав дипломатического персонала включаются не только работники министерства иностранных дел, но и других министерств и ведомств (министерства финансов, министерства обороны, министерств, ведающих вопросами экономики, сельского хозяйства, таможенных органов, спецслужб и т. п.).

Помимо дипломатического персонала, в представительстве работают еще две категории персонала: административно-технический и обслуживающий.

К административно-техническому персоналу относятся квалифицированные специалисты  юрисконсульты, переводчики, бухгалтеры, шифровальщики и т. п.; к обслуживающему персоналу  шоферы, повара, охранники, садовники и т. п.

Правовое положение этих категорий персонала также определено Венской конвенцией о дипломатических сношениях.

Государство пребывания обязано обеспечить защиту помещений дипломатического представительства и нормальные условия его деятельности. Наиболее известный случай нарушения этой обязанности  захват иранскими властями в 1979 году посольства США в Тегеране.

В международном праве сложился также нормативный массив, который можно было бы назвать дипломатическим правом международных организаций. Это крупный международно-правовой институт, структурно «соединяющий» две отрасли МП  право внешних сношений и право международных организаций.

Иммунитеты и привилегии международных организаций определяются в их уставах (например, ст. 105 Устава ООН), многосторонних договорах и в договорах со страной, где размещается штаб-квартира и осуществляется деятельность организации.

Примерами могут служить: Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года (не вступила в силу).

В общих чертах иммунитеты и привилегии международных организаций, их персонала идентичны тем, что закреплены дипломатическим правом.