logo
Шумилов В

Свободные экономические зоны (сэз)

Важное значение в международной экономической системе приобрели так называемые «свободные экономические зоны».

Под «свободной экономической зоной» (СЭЗ) понимается национальное экономическое пространство (зачастую географически или административно-территориально обособленное), на котором в отношении тех или иных категорий операторов либо вещей используются специальные/особые льготные правовые режимы, не применяемые на остальной части территории и/или в отношении прочих операторов либо вещей.

В СЭЗ государство предоставляет дополнительные льготы, сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы, сознательно «уменьшает» свою юрисдикцию, увеличивая степень экономической свободы, расширяя объем общего дозволения.

В СЭЗ можно то, чего в другом месте нельзя. Например, в СЭЗ можно не платить каких-то налогов или их существенной части. При этом специальный правовой режим может распространяться на данной территории в отношении всех операторов (субъектов хозяйственной деятельности) либо только в отношении избранной категории лиц, к примеру только нерезидентов.

Кроме того, специальный правовой режим может действовать в отношении всех видов хозяйственной деятельности, всех вещей (товаров) либо только в отношении отдельных видов/секторов хозяйственной деятельности, вещей (товаров).

Наконец, специальный/благоприятный правовой режим может иметь разную степень глубины либо действовать лишь в какой-то части правовой надстройки: особый таможенный, налоговый, инвестиционный режимы.

Понятие «свободная экономическая зона» является обобщенным и объединяет все виды пространств со специальным/льготным режимом, несмотря на множество разновидностей таких пространств.

Возникает вопрос о соотношении данного термина с такими понятиями, как: «оффшорная зона/территория» (в последнее время используется написание «офшорная зона/территория»), «зона свободной торговли», «исключительная экономическая зона» и др.

Под «оффшорной зоной» (от английского слова offshore  вне территории) понимают территории отдельных государств либо части государств, специализирующиеся на предоставлении специального/благоприятного правового режима в отношении нерезидентов. В таких зонах нерезидентам, как правило, предоставляют льготы по налогообложению и отчетности, но запрещают вести хозяйственную деятельность в пределах зоны, извлекать прибыль в зоне и заключать сделки с резидентами.

Ясно, что речь идет о явлении, охваченном термином «свободная экономическая зона». Следовательно, понятие «оффшорная зона/территория»  разновидность понятия «свободная экономическая зона».

Следует также добавить, что сам по себе термин «оффшорная зона» принадлежит, скорее, к предпринимательскому сленгу (англосаксонского происхождения), чем к правовой терминологии.

В праве экономической интеграции используется термин «зона свободной торговли», под которой понимается одна из организационно-правовых форм интеграционного объединения государств  участников зоны.

Указанный термин права экономической интеграции следует отличать от термина «зона свободной торговли» как одной из разновидностей свободных экономических зон. В этом смысле «зона свободной торговли»  это зона со специальным/благоприятным правовым режимом, в рамках которого осуществляется беспошлинный ввоз/вывоз товаров (то же, что «зона франко»).

С понятием свободная экономическая зона схож и термин «исключительная экономическая зона». «Исключительная экономическая зона»  это явление международного морского права. Она представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Правовой режим такой зоны установлен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

В принципе, все многообразие свободных экономических зон можно разбить на две большие группы:

 зоны со специальным/благоприятным правовым режимом для всех операторов резидентов и нерезидентов; для всех вещей (денежных средств) национального и иностранного происхождения; в таких зонах иностранный элемент включается в правовой режим внутренних частноправовых отношений;

 зоны со специальным/благоприятным правовым режимом только для нерезидентов; для вещей (денежных средств) только иностранного происхождения; в таких зонах иностранный элемент как бы выводится за пределы правового режима внутренних частноправовых отношений.

Первые свободные экономические зоны появились в основном при портах в торговых центрах Европы  в Гамбурге, Бремене, Копенгагене  еще в прошлых веках.

Назывались они по-разному  зоны франко, зоны свободной торговли, свободные таможенные зоны (территории),  однако суть была одна: в этих зонах ввоз и вывоз товаров не облагался таможенными пошлинами. В этом и состояла привлекательная сторона зоны. Такого рода зоны есть во множестве государств.

Далее, и особенно в ХХ веке, механизм СЭЗ существенно диверсифицировался и усложнился. Появились другие разновидности СЭЗ, которые можно назвать зонами «второго» и «третьего поколения».

Так, например, появились промышленно-производственные зоны. Здесь специальный/благоприятный режим затрагивает не только и не столько сферу торговую, сколько производственную; правовым режимом охватывается не только товар, но и капитал. Меняется и характер льгот: появились не только таможенные, но и налоговые, финансовые льготы.

К зонам «третьего поколения» можно было бы отнести так называемые технологические зоны: технопарки и т. п. Они появились в 7080-е годы ХХ века главным образом вокруг крупных научных центров в развитых странах. В таких зонах концентрируются национальные и иностранные исследовательские, проектные и научно-производственные предприятия.

Здесь льготы направлены на интеллект, на привлечение и сосредоточение интеллектуальной собственности. В технологических зонах также предоставляется широкий набор налоговых и финансовых льгот.

Наиболее известная технологическая зона  технопарк «Силикон Вэлли» в США, который дает 20% мирового производства вычислительной техники и компьютеров; в нем занято 20 тыс. работников.

Множество свободных экономических зон ориентированы на развитие сферы услуг, поэтому эту группу зон часто называют сервисными зонами. В таких зонах специальный/благоприятный режим предоставляется операторам, оказывающим финансово-экономические, страховые и иные услуги, а также самим видам деятельности по оказанию услуг.

Наиболее распространенными примерами сервисных зон (т. е. зон в сфере услуг) являются зоны, в которых предоставляется специальный/благоприятный правовой валютно-финансовый, налоговый режим. К ним-то чаще всего и относят зоны, называемые в экономической среде «оффшорными зонами/территориями» либо «налоговыми («вольными») гаванями».

К отдельной группе свободных экономических зон можно отнести зоны, в которых сочетаются характерные черты и особенности указанных выше разновидностей СЭЗ. Это  комплексные зоны. Они характеризуются наиболее полным и глубоким правовым режимом, который охватывает широкий круг операторов, вещей, видов деятельности. Часто такие зоны охватывают целые административно-территориальные подразделения государств («открытые районы» Китая, зона «Манаус» в Бразилии, территория «Огненная Земля» в Аргентине).

Сегодня в мире имеется большое число зон, в которых действует специальный/благоприятный режим в отношении нерезидентов и/или в отношении иностранных вещей (денежных средств).

Как правило, на предоставлении такого рода услуг нерезидентам специализируются целые государства или отдельные территориальные подразделения государств. Такие государства/территории чаще всего и называют в экономической литературе «оффшорными зонами»  термином не правовым, но общепонятным.

Главная отличительная черта таких зон состоит в том, что иностранный элемент в них как бы выводится за пределы внутреннего правового режима частноправовых отношений. Нерезиденты не вправе извлекать прибыль на территории зон, заключать имущественные сделки с резидентами, вести хозяйственную деятельность.

Возможно, такого рода зоны можно было бы называть нерезидентскими зонами, или экстерриториальными зонами (взамен англосаксонского термина «оффшорные зоны»), т. е. зонами, благоприятными для нерезидентов, которые при этом исключаются из режима коммерческой или иной деятельности внутри зоны.

В настоящее время к таким зонам относятся: Антильские острова, Багамские острова, Белиз, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Вануату, Гибралтар, Гонконг (Сянган), Ирландия, Каймановы острова, Либерия, Лихтенштейн, Маврикий, Панама, Швейцария и др.

Среди нерезидентских зон существует своя специализация  банковское, страховое дело, услуги в сфере морского судоходства, операций с недвижимостью, трастовая (доверительная) деятельность, экспортно-импортные операции, консалтинг.

Капитал, сосредоточенный в нерезидентских зонах, превышает, по некоторым оценкам, 500 млрд долларов. Вся эта масса условно свободных денег «ищет» места вложения или «ожидает» на экстерриториальных счетах лучших времен.

Нерезидентские зоны очень помогают предпринимателям в финансовом маневрировании, в аккумуляции денежных средств (инвестиций).

Предприниматели стремятся зарегистрировать в такой зоне предприятие, открыть банковский счет, а затем, пользуясь реквизитами предприятия и банковским счетом, заключать сделки по всему миру.

Предприятие, зарегистрированное в такой зоне, можно было бы называть нерезидентским предприятием, поскольку оно, как правило, с точки зрения налоговой имеет статус нерезидента, т. е. статус с экстерриториальным изъятием из налогового режима данной зоны.

Нерезидентские зоны и предприятия, созданные в них, используются предпринимателями в международной торговле. Так, например, российское предприятие может продать товар из России за 100 условных единиц «своему же» нерезидентскому предприятию, зарегистрированному на острове Мэн (Великобритания), а затем перепродать этот же товар от лица нерезидентского предприятия любому другому предприятию уже за 120 условных единиц.

Таким образом, в Россию после сделки «войдет» в оплату товара 100 условных единиц, и по этим деньгам надо будет отчитываться перед таможенными/налоговыми властями. Разница в 20 условных единиц осядет за пределами России на счете нерезидентского предприятия на острове Мэн. Произошел вывоз капитала.

Государственные органы большинства развитых стран знают о подобных схемах предпринимательской деятельности и поэтому особенно жестко контролируют и проверяют сделки, если их стороной являются нерезидентские предприятия.

Суммируя все виды льгот, которые обычно предоставляются в рамках свободных экономических зон, можно выделить 4 основных группы льгот:

1) таможенные (внешнеторговые): снижение или отмена пошлин, упрощение порядка внешнеторговых операций;

2) налоговые: льготы по налогооблагаемой базе, снижение налоговых ставок, освобождение от налогов;

3) финансовые: льготные кредиты, субсидии в форме низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы, отсутствие валютного контроля, конфиденциальность счетов;

4) административные: упрощение процедур регистрации предприятия, режима въезда-выезда иностранных граждан и т. п.

В России развитие системы СЭЗ идет, начиная с 90-х годов ХХ века, неравномерно. Особого видимого эффекта созданные или создававшиеся СЭЗ России не принесли. В настоящее время в стране развертываются так называемые «особые экономические зоны», главная задача которых  обеспечить технологический прорыв.