Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
В 1989 году по решению совещания на высшем уровне стран «Большой семерки» была создана Специальная комиссия по проблемам «отмывания денег», более известная под аббревиатурой FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering).
Комиссия является межправительственной организацией, цель которой разрабатывать совместную политику государств по борьбе с «отмыванием денег», финансовым мошенничеством, а также содействовать этой политике.
Членами ФАТФ являются около 30 государств (в основном государств членов ОЭСР), а также 2 международные организации: Комиссия ЕС и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива. Государства, не являющиеся членами Комиссии, участвуют в ее работе в статусе наблюдателей.
Комиссия формулирует рекомендации по борьбе с «отмыванием денег», оказывает помощь в разработке и проведении экспертизы национального законодательства, проводит инспекции в государствах членах ФАТФ для оценки состояния дел и выполнения рекомендаций, проводит семинары и конференции. По итогам своей работы Комиссия публикует ежегодные отчеты.
В 1990 году Комиссия представила специальную программу ФАТФ по борьбе с «отмыванием денег», состоящую из 40 рекомендаций. Эти рекомендации время от времени пересматриваются. К ним разрабатываются пояснения и примечания.
Несмотря на рекомендательный характер, программа ФАТФ воспринята государствами членами ОЭСР и рядом государств, не являющихся членами Комиссии.
Рекомендации включают 4 блока вопросов:
установление уголовной ответственности за «отмывание денег»;
принятие предварительных и конфискационных мер;
укрепление финансовой системы;
международное сотрудничество.
ФАТФ ведет списки стран, которые слабо, по ее мнению, противодействуют отмыванию финансовых средств. Включение в список сказывается на рейтинге страны и на отношении к коммерческим предприятиям, банкам соответствующей страны.
В 20002002 годах в списке FATF находилась и Россия. Только после выполнения большинства из 40 рекомендаций Россию исключили из «черного списка».
Наряду с нормотворческой деятельностью, Комиссия разрабатывает и конкретные рекомендации. Например, в 1996 году на Сейшельских островах был принят Закон об экономическом развитии. Закон предусматривал, что инвесторы, разместившие на Сейшельских островах сумму не менее 10 млн долларов, освобождаются от уголовного преследования за легализацию доходов; таким инвесторам гарантировалась защита от конфискации имущества, если они не совершили преступления непосредственно на Сейшельских островах.
Комиссия рекомендовала финансовым учреждениям государств-участников и других государств не поддерживать деловых контактов и не проводить финансовые операции с учреждениями и фирмами, зарегистрированными на Сейшельских островах, а также с лицами, имеющими там счета. В результате в указанный закон были внесены изменения, устранившие защиту преступных доходов.
Таким образом, рекомендации ФАТФ оказывают воздействие на законодательную практику публичных лиц, создающих «нерезидентские» («оффшорные») зоны, а также на практику международных действий частных лиц нерезидентов.
Фактически вся деятельность Комиссии это способ уменьшить неподконтрольную государствам деятельность финансовых учреждений и частных лиц в международной финансовой системе, прежде всего в нерезидентских зонах. Комиссия становится инструментом борьбы с «оффшорными» зонами и «оффшорным бизнесом». Посредством ФАТФ развитые государства укрепляют свой контроль над глобальной валютно-финансовой системой и правопорядок в ней.
Через рекомендации Комиссии имеет место унификация «противоотмывочного» законодательства стран, участвующих в МФО, сближение законодательных стандартов со стандартами ФАТФ (и, соответственно, ОЭСР и ЕС).
Каждый год в ФАТФ председательствует одно из государств-членов. Исполнительным органом в Комиссии является Секретариат во главе с Исполнительным секретарем. Штаб-квартира ФАТФ находится в Париже.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики