Стратегические и обычные вооружения
Международная безопасность невозможна, если не ограничивать количественное и качественное совершенствование стратегических вооружений.
Данная проблема состоит из двух аспектов: первый проблема создания и накопления стратегических баллистических ракет; второй проблема противоракетной обороны. Эти два вопроса вначале были увязаны друг с другом.
К ограничению стратегических вооружений (ОСВ) приступили СССР и США на двусторонней основе, потому что именно от них зависит стратегическое равновесие в данной сфере. В 1972 году они заключили Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, а также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Эти соглашения получили название ОСВ-1.
Временное соглашение ограничивало число пусковых установок стратегических баллистических ракет на подводных лодках. По истечении срока действия Соглашения стороны заявили о его последующем соблюдении.
Договор по ПРО разрешил размещение систем противоракетной обороны двумя районами в каждой стране, ограничил число противоракет и радиолокационных станций. Протокол 1974 года к Договору сократил количество разрешенных районов для размещения систем ПРО только одним районом в каждой стране. В 2001 году США денонсировали Договор по ПРО.
В 1979 году СССР и США подписали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), ратифицированный США в 1996 году.
В 2002 году было подписано еще одно соглашение Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
Постепенно процесс интернационализации охватил и проблему ракет малой и средней дальности; она также перешла под международно-правовое регулирование.
В 1987 году состоялось подписание Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД). По этому Договору исчезает целый класс ядерных вооружений, установлены жесткие меры контроля, взаимные инспекции.
Наконец, наступило время, когда в поле зрения человечества попали обычные вооружения. Созрели условия для того, чтобы интернационализировать и этот вопрос.
В 1990 году 22 государства, включая Россию, подписали Парижский договор об обычных вооруженных силах в Европе. Он предусматривает сокращение наземных и воздушных сил и меры инспекции.
Вместе с вооружениями совершенствуются и средства контроля за их испытаниями, сокращениями, ликвидацией. Такой контроль может осуществляться как односторонними мерами и средствами государств, так и международными организациями.
Для облегчения контроля некоторые сферы деятельности и пространства открываются для иностранных государств. Так в международную военно-политическую систему постепенно проникает транспарентность, открытость военной деятельности.
Примером может служить Договор по открытому небу 1992 года. Его суть в том, чтобы установить общий режим свободных наблюдательных полетов государствами-участниками над территорией друг друга в целях укрепления доверия. За выполнением Договора наблюдает специальная Консультативная комиссия по открытому небу.
Укрепление доверия между государствами важный аспект международной безопасности.
В Заключительном акте СБСЕ 1975 года были предусмотрены такие меры доверия, как уведомления о военной деятельности. Документ Стокгольмской конференции СБСЕ 1986 года также содержит положения о мерах доверия: уведомления о маневрах, учениях; приглашение наблюдателей; обмен планами военной деятельности и т. п.
Проблематика мер доверия была отражена во многих резолюциях ГА ООН.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики