logo
Шумилов В

Стратегические и обычные вооружения

Международная безопасность невозможна, если не ограничивать количественное и качественное совершенствование стратегических вооружений.

Данная проблема состоит из двух аспектов: первый  проблема создания и накопления стратегических баллистических ракет; второй  проблема противоракетной обороны. Эти два вопроса вначале были увязаны друг с другом.

К ограничению стратегических вооружений (ОСВ) приступили СССР и США на двусторонней основе, потому что именно от них зависит стратегическое равновесие в данной сфере. В 1972 году они заключили Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, а также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Эти соглашения получили название ОСВ-1.

Временное соглашение ограничивало число пусковых установок стратегических баллистических ракет на подводных лодках. По истечении срока действия Соглашения стороны заявили о его последующем соблюдении.

Договор по ПРО разрешил размещение систем противоракетной обороны двумя районами в каждой стране, ограничил число противоракет и радиолокационных станций. Протокол 1974 года к Договору сократил количество разрешенных районов для размещения систем ПРО только одним районом в каждой стране. В 2001 году США денонсировали Договор по ПРО.

В 1979 году СССР и США подписали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), ратифицированный США в 1996 году.

В 2002 году было подписано еще одно соглашение  Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Постепенно процесс интернационализации охватил и проблему ракет малой и средней дальности; она также перешла под международно-правовое регулирование.

В 1987 году состоялось подписание Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД). По этому Договору исчезает целый класс ядерных вооружений, установлены жесткие меры контроля, взаимные инспекции.

Наконец, наступило время, когда в поле зрения человечества попали обычные вооружения. Созрели условия для того, чтобы интернационализировать и этот вопрос.

В 1990 году 22 государства, включая Россию, подписали Парижский договор об обычных вооруженных силах в Европе. Он предусматривает сокращение наземных и воздушных сил и меры инспекции.

Вместе с вооружениями совершенствуются и средства контроля за их испытаниями, сокращениями, ликвидацией. Такой контроль может осуществляться как односторонними мерами и средствами государств, так и международными организациями.

Для облегчения контроля некоторые сферы деятельности и пространства открываются для иностранных государств. Так в международную военно-политическую систему постепенно проникает транспарентность, открытость военной деятельности.

Примером может служить Договор по открытому небу 1992 года. Его суть в том, чтобы установить общий режим свободных наблюдательных полетов государствами-участниками над территорией друг друга в целях укрепления доверия. За выполнением Договора наблюдает специальная Консультативная комиссия по открытому небу.

Укрепление доверия между государствами  важный аспект международной безопасности.

В Заключительном акте СБСЕ 1975 года были предусмотрены такие меры доверия, как уведомления о военной деятельности. Документ Стокгольмской конференции СБСЕ 1986 года также содержит положения о мерах доверия: уведомления о маневрах, учениях; приглашение наблюдателей; обмен планами военной деятельности и т. п.

Проблематика мер доверия была отражена во многих резолюциях ГА ООН.