logo
Шумилов В

Мп и вопросы образования

В международном праве накопились нормы и принципы, которые вполне можно объединить в единый институт под условным названием международное образовательное право.

Этот институт играет важную роль именно в международной социально-культурной системе, хотя одновременно содержит и нормы, касающиеся, например, купли-продажи образовательных услуг (Генеральное соглашение по торговле услугами в пакете соглашений ВТО).

К основным источникам института можно отнести, в частности, следующие договоры:

 Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования 1956 года (участвует Россия);

 Европейская конвенция об академическом признании университетских дипломов 1959 года;

 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года;

 Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, дающих право поступления в университеты, 1964 года (участвует Россия);

 Европейская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе, 1997 года и др.

Имеются международные акты, которые регулируют статус образовательных учреждений, научного и педагогического работника, признание учебных курсов и дипломов, вопросы стандартов в образовании, правового положения учащегося и т. п.

Институциональную основу международного сотрудничества в образовательной сфере составляет Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры  ЮНЕСКО (создана в 1946 г.).

Всемирная конференция ЮНЕСКО в 1998 году одобрила Всемирную декларацию о высшем образовании для XXI века. В ней определены, в частности, следующие принципы: недопустима никакая дискриминация в отношении допуска к высшему образованию; открытость доступа к высшему образованию для тех, кто успешно заканчивает среднюю школу; особое содействие доступу к высшему образованию представителей некоторых целевых групп  коренных народов, языковых меньшинств, инвалидов и др.

На региональном уровне функционирует целая система организаций: Организация Лиги арабских государств по вопросам образования, культуры и науки (с 1970 г.); Конференция министров образования франкоговорящих стран (с 1960 г.); Организация министров образования Юго-Восточной Азии (с 1965 г.); Африканское бюро по наукам в области образования (с 1973 г.) и др.

Россия участвует в ЮНЕСКО и активно взаимодействует с ней. Реформа системы образования, проходящая в России, учитывает опыт многих стран и рекомендации ЮНЕСКО.

В двустороннем порядке Россия заключила соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ряд других соглашений.