logo
Шумилов В

Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества

Следует обратить внимание, что за пределами национальных границ государств имеются разного рода ресурсы, использование которых требует упорядочивания.

В принципе, таким общечеловеческим ресурсом можно было бы считать моря и океаны. Взаимоотношения публичных лиц по поводу пользования морями и океанами давно и обстоятельно отрегулированы в рамках одной из отраслей международного права  международным морским правом.

Коллективным ресурсом человечества можно было бы считать воздушное пространство за пределами национальных границ и космическое пространство. Взаимоотношения государств по поводу этих пространств регулируются международным воздушным правом и международным космическим правом.

Ресурсы морских исключительных экономических зон являются, согласно международному праву (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 5575), своего рода долевой собственностью государств  принадлежащей им (или переданной в пользование) частью общей собственности.

Отдельные виды коллективных ресурсов землян признаны общим наследием человечества. Фактически речь идет об общей совместной собственности человечества.

Человечество выступает как единый собственник этих ресурсов, приобретая самостоятельную правосубъектность (и экономическую дееспособность). Концепция «ничейных ресурсов» была заменена на концепцию «общих ресурсов».

К общему наследию человечества отнесены, в частности, ресурсы морского дна, ресурсы Луны и других небесных тел. Понятно, что преобладающим методом регулирования проблематики общих ресурсов человечества (и/или коллективных ресурсов государств) может выступать метод многостороннего (универсального) регулирования.

Международно-правовой институт общего наследия человечества можно считать сложным, комплексным институтом, значительная часть норм которого является одновременно нормами МЭП.

К общей проблеме человечества относится и проблема сохранения таких природных ресурсов Земли, как воздух, вода, флора, фауна. Взаимоотношения публичных лиц по поводу рационального использования данных ресурсов и их охраны регулируются в рамках сравнительно новой отрасли международного права  международным экологическим правом.

Однако когда эти ресурсы приобретают стоимостную форму или перемещаются из одной экономики в другую в качестве ресурса за возмещение, они превращаются в объект регулирования посредством МЭП. Следовательно, часть международно-правовых норм/институтов являются общими для международного экологического права и МЭП.

В 1985 году была подписана многосторонняя Конвенция о защите озонового слоя. Озоновый слой охраняет планету от разрушительного влияния ультрафиолетового излучения Солнца.

В 1987 году государства подписали Монреальский протокол к Конвенции, предусматривавший ограничения на производство озоноразрушающих веществ. Россия присоединилась к Монреальскому протоколу и в компенсацию за прекращение производства озоноразрушающих веществ получила определенные суммы, которые были направлены предприятиям-производителям на необходимые мероприятия по перестройке производства.

В 1997 году более 80 государств подписали Киотский протокол, предусматривавший введение ограничений на выброс в атмосферу газов, создающих парниковый эффект.

При этом было введено право государств продавать и покупать квоты на загрязняющие воздух выбросы (в рамках общей квоты человечества). Государства, не выбирающие свою квоту на выбросы, вправе продать эту недоиспользованную часть национальной квоты тем странам, которые не могут добиться нужных показателей сокращения выбросов.

В целом, надо признать, Россия в одиночку несет бремя содержания огромных ресурсов. Под ее управлением находятся 12% экологических систем. Так, в России находятся 20% мировых запасов пресной воды, 25% запасов леса, 25% полезных ископаемых, 15% всех видов земных рыб, по 8%  млекопитающих, птиц, насекомых. В то же время экономика России дает лишь 2% мирового ВВП. Получается, что Россия  экологический (экономический) донор всего мира. Такая нагрузка на Россию должна быть скомпенсирована в той или иной (экономической, финансовой) форме при решении многосторонних проблем в экологической или других сферах.

Некоторые виды ресурсов, находящихся за пределами национальных границ, могут быть признаны своего рода коллективными (общими) ресурсами группы (двух и более) государств.

Так, морские живые ресурсы северной части Норвежского моря и Баренцева моря представляют собой единый  общий  запас, регулируемый в пределах своих исключительных экономических зон Россией, Исландией и Норвегией путем установления квот вылова. Стороны как бы договорились о долях в общей собственности.

Порядок установления, использования квот, обмена квотами предусматривается в специальном трехстороннем Соглашении, касающемся «некоторых аспектов сотрудничества в области рыболовства» от 15 мая 1999 года («БМД», № 12, 1999).

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу