Международное гуманитарное право
На случай военных действий в международном праве имеются нормы и принципы, которые защищают жертв войны, запрещают недопустимые средства и методы ее ведения, направлены на ограничение ее последствий и бедствий. Все эти нормы и принципы составляют отрасль МП международное гуманитарное право.
Законы и обычаи войны формировались издавна, сопровождали право на войну. Сегодня права на войну у государств нет, но вооруженные конфликты остались и, следовательно, сохраняется необходимость в гуманизации поведения сторон таких конфликтов.
Международное гуманитарное право это своего рода продолжение прав человека, только применительно к условиям вооруженных действий.
Большой вклад в развитие международного гуманитарного права внесло Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Оно начиналось с создания в Швейцарии Международного комитета Красного Креста МККК. По инициативе МККК была созвана конференция, на которой приняты Женевские конвенции 1949 года. На МККК возложена функция следить за соблюдением этих конвенций.
Затем национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца стали возникать в разных странах. Позднее они объединились в Лигу обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
Высшим органом Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца является Международная конференция. Ранее созданный швейцарский МККК обладает автономным статусом в рамках Движения.
В основе международного гуманитарного права лежат два главных принципа: защита мирного населения и запрет на причинение излишних страданий воюющей стороне.
Участники военных сражений называются комбатантами. Лица, завербованные для участия в военных действиях и принимающие в них участие с целью получения вознаграждения, называются наемниками. Статус комбатантов и наемников различен. Наемничество, согласно МП, признается серьезным преступлением, а наемники должны быть преданы суду или выданы (см. ст. 359 УК РФ).
К источникам данной отрасли относятся, в частности:
Женевская конвенция об улучшении участи раненых в войне на суше 1864 года;
Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года;
Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов о законах и обычаях войны;
Женевский протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств 1925 года;
Лондонский протокол о ведении военных действий подводными лодками 1936 года;
четыре Женевских конвенции 1949 года о защите жертв войны, а именно: о защите гражданского населения во время войны; об обращении с военнопленными; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (два Дополнительных протокола к ним 1977 г.);
Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 года (четыре Дополнительных протокола к ней, включая Дополнительный протокол об ослепляющем лазерном оружии 1995 г.);
Конвенция ООН о запрещении или ограничении применения обычных видов оружия 1981 года;
Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 года.
Некоторые наиболее показательные нормы международного гуманитарного права можно свести к следующему:
гуманитарной защите люди подлежат во время любых вооруженных конфликтов, включая случаи оккупации, национально-освободительной войны, конфликты немеждународного характера (т. е. с участием вооруженных антиправительственных сил);
законная цель войны ослабление вооруженных сил противника, а не уничтожение мирного населения;
обещание, данное противнику (поднятие белого флага), должно выполняться;
запрещается отдавать приказы не оставлять никого в живых, не предоставлять противнику пощады;
право воюющих на выбор средств нанесения вреда неприятелю не является неограниченным;
запрещается воздушная и морская бомбардировка незащищенных городов; защитой при этом должны пользоваться госпитали;
недопустимо нападение на объекты (например, атомные станции), если это может вызвать высвобождение опасных сил, вызывающих тяжелые потери среди гражданского населения;
недопустимо нападение на объекты, необходимые для выживания гражданского населения;
недопустимо потопление торговых судов, если не обеспечена безопасность пассажиров, команды, документов (кроме случаев, когда судно не остановилось для досмотра);
запрещается разрушение окружающей среды, не оправданное военной необходимостью и/или в значительных размерах;
запрещается применение яда в военных целях и отравленного оружия; взрывчатых, зажигательных, разворачивающихся (типа «дум-дум») пуль; удушающих, ядовитых, бактериологических средств;
запрещается применение напалма и подобного зажигательного оружия против мирного населения, в отношении лесов;
запрещается применение оружия, действие которого состоит в причинении вреда частицами, которые не могут быть обнаружены в теле человека при помощи рентгена (пластмассовые пули, мины и т. п.);
запрещаются мины-игрушки;
запрещается передача другим странам необнаруживаемых противопехотных мин;
воюющие стороны обязаны искать и подбирать раненых и больных, оказывать медицинскую помощь раненым воинам противника; производить захоронение мертвых, сообщать о захоронениях в МККК;
с военнопленными следует обращаться гуманно; запрещается незаконно причинять им смерть и ущерб здоровью, проводить над ними медицинские эксперименты, подвергать репрессиям; пленные подлежат эвакуации с места военных действий; они должны быть обеспечены одеждой, питанием, медицинским обслуживанием и могут привлекаться к работе с учетом их физического состояния; им должна быть разрешена переписка, получение посылок; по окончании военных действий военнопленные подлежат репатриации на родину;
медицинский персонал противника может быть задержан, но ему должна быть предоставлена возможность выполнять свои функции;
иностранцы во время вооруженного конфликта могут быть интернированы только в исключительной ситуации; при этом они должны иметь право обжаловать свое задержание в суде или в административных инстанциях; места содержания иностранцев не должны находиться в опасных местах;
лица, занимающиеся шпионажем (т. е. шпионы), в случае захвата не пользуются статусом военнопленных и предаются суду военного трибунала; военные разведчики отличаются от шпионов тем, что собирают информацию в форменной одежде своих вооруженных сил; военные разведчики в случае захвата пользуются статусом военнопленных;
воюющие стороны могут своим соглашением устанавливать «зоны безопасности», «госпитальные зоны», «демилитаризованные зоны», «незащищаемые местности» и т. п.;
на оккупированной территории (т. е. территории, подвластной армии противника и/или занятой без вооруженного сопротивления), где устанавливается «режим оккупации», должны уважаться права человека и соблюдаться международное гуманитарное право;
в случае нарушения норм международного гуманитарного права ответственность несут, как правило, индивиды. Если их не судит национальный суд, они могут быть привлечены к ответственности непосредственно на основе международного права.
Многие из вышеперечисленных норм многократно нарушались и продолжают нарушаться во время вооруженных конфликтов.
Следует помнить о «ковровых бомбардировках», которые проводились Соединенными Штатами во время войны во Вьетнаме, или бомбардировках в период военных действий против талибов в Афганистане. Жертвами этих бомбардировок становились мирные жители.
США неоднократно во время военных действий применяли химические вещества (дефолианты) и напалм, от которых гибли в основном мирные жители.
Во время иракско-кувейтского конфликта в 19901991 годах по приказу иракского командования были подожжены кувейтские нефтепромыслы, большое количество нефти слито в Персидский залив. Все это причинило большой ущерб экологии региона, привело к росту заболеваний среди мирных жителей.
Иракские власти задержали иностранцев из европейских государств и разместили их в качестве «живого щита» в районах важных военных объектов.
Во время войны с Ираном (19801988 гг.) Ирак применял отравляющие газы.
В ходе англо-аргентинского вооруженного конфликта в 1982 году британская подводная лодка торпедировала аргентинский корабль и не спасла его команду.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики