Этапы становления мфс
Две самые важные проблемы в МФО:
как обеспечить конвертируемость одной национальной валюты в другую, найти некий стандарт, принцип их соотношения. Точно также как 1 кг это всеобщий стандарт в мире весов, нужен аналогичный стандарт для мира валют;
как обеспечить равновесие платежных балансов взаимодействующих в торговле стран (чтобы, например, иметь иностранную валюту, необходимую для оплаты ввозимых в страну товаров)?
Эти две проблемы были интернационализированы довольно рано. Решить их в одностороннем порядке практически невозможно. Логика международной финансовой жизни подталкивала к быстрому переводу данных вопросов в сферу двустороннего и многостороннего регулирования.
В зависимости от того, каким образом решались эти вопросы, складывались и функционировали отдельные исторически ограниченные финансовые системы. Они явились этапами в эволюции МФС. Всего можно выделить четыре таких этапа.
Первая система называлась Парижской валютной системой (18671922 гг.). В ней участвовали: Германия, Италия, Франция, Норвегия, Голландия, Дания, Швеция; позже присоединились Россия, Япония, США.
В этот период государства-участники договорились, что за каждой национальной валютой будет стоять некое количество золота. Тем самым национальная валюта как бы «привязывалась» к определенной весовой единице золота, т. е. закреплялся фиксированный курс национальной валюты к золоту.
Через золотое содержание валют можно было одну валюту сопоставить с другой стандарт был найден. Это был период золотого стандарта в МФС.
По истечении некоторого периода времени государства, участвующие во взаимной торговле, подводили баланс. Если по балансу складывался долг, расчеты шли в реальном золоте. Следовательно, резервы государств в основном должны были состоять из золота.
Подобный стандарт превращал всю систему в довольно жестко связанную. Если возникала проблема с расчетами у одного государства, это «ударяло» по финансовой системе другого и по «передаточным звеньям» всех остальных государств.
Кроме того, государства постоянно выпускали в обращение больше денежных знаков, чем было обеспечено золотыми резервами; деньги обесценивались и переставали соответствовать стандарту.
После Первой мировой войны приобрела более-менее определенные черты система золотодевизного стандарта вторая многосторонняя система, получившая название Генуэзской (19221944 гг.).
Государства договорились, что при окончательных расчетах по платежному балансу национальные валюты будут обмениваться не на золото, а на ценные бумаги (девизы) других стран, в частности США, которые, в свою очередь, могли быть обращены в золото.
Этот подход придавал дополнительную гибкость платежно-расчетному механизму: между национальной валютой и золотом вставала некая «прослойка» из ценных бумаг. Роль ценных бумаг в золотовалютных резервах государств повышалась.
Однако и эта система долго не просуществовала. Государства в преддверии Второй мировой войны стремились профинансировать свою военную промышленность, военные приготовления, выпуская больше денег, чем это было бы экономически обосновано.
На конечном этапе Второй мировой войны, в 1944 году, на международной конференции в Бреттон-Вудсе, США, была юридически оформлена третья система, которая получила название Бреттонвудской (1944 1970-е гг. ХХ в.).
На этот раз в качестве всеобщего стандарта был избран (точнее, навязан Соединенными Штатами) и зафиксирован доллар США. Все национальные валюты государств «привязывались» к доллару.
Другими словами, был установлен фиксированный курс каждой валюты к доллару, и через доллар валюты соотносились друг с другом. Американский доллар, благодаря экономике и дипломатии США, превратился в мировую валюту. Государства должны были в своих золотовалютных резервах накапливать доллары для последующих расчетов. Доллары стали нужны всем.
Доллар, в свою очередь, был привязан к определенной весовой единице золота (35 долларов за тройскую унцию 31,1 г). США становились хранителем резервов золота и взяли под контроль весь мировой рынок золота.
Таким образом, между каждой национальной валютой государств мира и золотом была «вставлена прослойка» в виде доллара США. США превращались в гаранта стабильности глобальной финансовой системы, с одной стороны, и в главного выгодоприобретателя с другой. Экспансия и политика гегемонизма США продолжилась по финансовым каналам.
Если у страны по итогам определенного расчетного периода накапливались доллары, их (теоретически и юридически) можно было обменять у США на золото конвертировать в золото. Такой обмен долларов на золото мог производиться только центральными банками и правительственными учреждениями других стран в казначействе США. Правда, к такой процедуре почти никогда не прибегали.
Регулируя мировой товарный рынок золота, США покупали золото, когда его цены снижались (с целью выравнивания его цены), и продавали золото, когда его цена возрастала и превышала допустимые пределы.
В качестве институционального механизма, который должен был обеспечить функционирование новой системы, создавались Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В этот период начался процесс формирования права МВФ норм и принципов межгосударственных отношений в МФС.
Бреттонвудская система была построена на многостороннем поддержании равновесия платежных балансов государств-членов. В случае отрицательного сальдо платежного баланса государства-участники использовали для расчетов сначала национальные валютные резервы, а затем, по соглашению с МВФ, резервы МВФ в форме специальных кредитов, обусловленных определенными требованиями.
Если складывалась ситуация «фундаментального неравновесия» баланса, то нормами права МВФ предусматривалась возможность девальвации национальной валюты.
В начале 70-х годов европейские страны, развернувшие интеграционные процессы, взявшие курс на самостоятельность и экономико-финансовую независимость от США, отказывались от привязки своих национальных валют к доллару. В результате Бреттонвудская система фактически развалилась, несмотря на усилия США сохранить ее жизнеспособность: слишком сильно было противостояние государственных интересов в МФС.
На очередной сессии МВФ в Кингстоне, Ямайка, в 1976 году были определены основы современной, четвертой, ныне действующей валютно-финансовой системы (соответствующим соглашением были внесены поправки в Договор о Международном валютном фонде). Действующая система получила название Ямайской, или Кингстонской.
В рамках этого соглашения механизм универсального долларового стандарта прекратил существование. Обязательная привязка национальных валют к доллару была отменена. Государства получили право выбора любого режима валютного курса.
В результате закрепился принцип свободы выбора системы валютного курса (в одностороннем порядке или на многосторонней основе; фиксированного курса или плавающего) под надзором МВФ.
В качестве коллективной резервной валюты была введена некая искусственная валютная единица надгосударственного характера под названием СДР специальные права заимствования.
В итоге каждое государство или группа государств стали выбирать для себя стандарт для межгосударственных расчетов, исходя из своих интересов и соображений: несколько десятков стран привязали свои курсы к доллару, целый ряд стран к евро («зона евро») и другим валютам; около 20 стран к СДР и около 30 стран к другой «корзине» валют. Россия регулирует курс рубля («привязала рубль») по отношению к «корзине» валют из доллара и евро. Некоторые страны (США, Канада, Великобритания, Япония) установили режим независимого плавания.
Одновременно решением государств членов МВФ упразднялась функция золота как курсового стандарта, золото превратилось в обычный товар со свободной ценой на него. Мировой рынок золота стал «просто» товарным рынком.
Валютные резервы государств являются теперь более дифференцированными; в них есть и золото, и ценные бумаги, и основные мировые валюты доллары, евро и др., а также СДР.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики