Банк международных расчетов (бмр)
В МФС заметную роль играет Банк международных расчетов один из старейших институциональных финансовых институтов, первая международная финансовая организация, наделенная компетенцией по управлению мировыми финансами. С этого по сути и началась эра многостороннего (почти универсального на тот момент) правового регулирования в МФС.
БМР был создан в 1930 году центральными банками шести стран (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии) на основе Гаагского соглашения, подписанного государствами. Эти государства подписали также соответствующую Конвенцию со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк.
БМР осуществлял расчеты по репарационным платежам Германии и военным межсоюзническим долгам (19301931 гг.). Во время Второй мировой войны Банк сотрудничал с фашистской Германией, но несмотря на этот факт нашел свое место в послевоенной международной финансовой системе.
БМР участвовал в проведении операций по «плану Маршалла» (19471949 гг.), осуществлял международные расчеты в рамках Европейского платежного союза (19501958 гг.), а после его роспуска в рамках Европейского валютного соглашения, помогал европейским странам восстановить конвертируемость их валют.
Банк являлся доверенным лицом ЕОУС (с 1954 г.), ОЭСР, участвовал в различных «валютных интервенциях». С 1998 года БМР агент Европейского центрального банка.
БМР играл и играет активную роль в мировой финансовой системе, особенно в случаях кризисов (нефтяные кризисы 70-х гг., международный долговой кризис 80-х гг.), а также в строительстве архитектуры финансовой глобализации.
БМР был создан в форме акционерного общества. В 1987 году его правовой статус был утвержден соглашением между Банком и Швейцарским федеральным советом.
Акционерами Банка являются главным образом центральные банки стран-участниц. В ряду учредителей и первоначальных подписчиков БМР были также частные коммерческие банки США. На акции БМР выплачиваются дивиденды.
БМР является международным юридическим лицом. Он обладает привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения его функций.
В функции БМР, согласно Уставу, входит:
способствовать сотрудничеству между центральными банками;
обеспечивать дополнительные благоприятные условия для международных финансовых операций;
действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов.
Банк совмещает проведение чисто коммерческих операций для центральных банков с ролью организатора и участника межгосударственного сотрудничества в валютной сфере. Операции БМР с центральными банками, коммерческими банками, с отдельными лицами любой страны могут осуществляться, если у центрального банка страны нет против этого возражений.
В рамках БМР проводятся исследования и статистический анализ по вопросам международных финансов. На базе своих исследований БМР в 1975 году опубликовал хартию наблюдения за международными операциями банков.
БМР осуществляет традиционные банковские функции по управлению резервами, операциям с золотом для центральных банков и международных организаций.
Банк принимает от центральных банков средства на текущие счета и во вклады, осуществляет краткосрочное финансирование центральных банков, принимает правительственные вклады по соглашениям, в которых Банк выступает в качестве доверенного лица.
Общий объем валютных депозитов БМР составляет порядка 130 млрд долларов (7% мирового валютного резерва). БМР имеет право покупать и продавать векселя, продавать и покупать иностранную валюту, ценные бумаги как за собственный счет, так и за счет центральных банков.
Кроме того, Банк выполняет также трастовые и агентские функции при реализации международных кредитных соглашений; для системы клиринга и расчетов; проводит операции, связанные с функционированием Европейской валютной системы; осуществляет финансовые операции, связанные с кредитами и займами ЕС.
Наконец, БМР организовывает и обеспечивает экстренное финансирование государств. Так, в 1964 году Банк организовал специальные кредиты поддержки для итальянской лиры, в 19681969 годах для английского фунта стерлингов, в 1988 году для французского франка.
БМР является форумом для координации позиций в рамках «Группы 10» и ее Постоянного комитета, имеет тесные взаимоотношения с МВФ; представитель БМР занимает административный пост во Временном комитете МВФ. БМР тесно связан также и с МБРР, организациями системы МБРР, с ОЭСР, ЕС.
Под эгидой БМР в 1975 году возник и функционирует так называемый «Базельский клуб»: ведущие развитые страны заключили Базельский договор, именуемый «Базельским конкордатом», по которому был создан Комитет регулирования и надзора за банковской деятельностью (Committee on Banking Regulation and Supervisory Practices).
В рамках Комитета в 1988 году был согласован текст многостороннего соглашения, утвердившего взаимно согласованные стандарты по банковскому капиталу (Basle Capital Accord), а в 2004 году соглашение под названием «Базель II», скорректировавшее эти стандарты.
БМР зачастую «работает в паре» с МВФ, предоставляя финансирование для стабилизационных программ МВФ. Так, например, было в Мексике в 1982 году, в Бразилии в 1998 году.
БМР не вправе выпускать банкноты с оплатой по предъявлению, акцептовать переводные векселя, предоставлять ссуды правительствам, открывать текущие счета от имени правительств, приобретать контроль над какими-либо предприятиями.
Управление Банком осуществляется двумя органами:
общим собранием акционеров (проводится 1 раз в год; голоса распределяются пропорционально числу акций, которые были выделены центральному банку при подписке, независимо от того, сколько акций находится в его владении в момент голосования); ежегодные общие собрания утверждают годовой финансовый отчет; частные держатели акций (на их долю приходится 16% капитала) не имеют права голоса или представительства на общих собраниях;
Советом директоров. В Совет директоров входят представители 17 государств-членов; от шести стран (Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, США, Франции) в Совет входят главы центральных банков и еще по одному представителю, назначаемому главой центрального банка, а остальные 5 членов Совета директоров избираются на общем собрании акционеров. Традиционно лидирующее положение в БМР занимают европейские государства.
Должности членов Совета директоров не могут быть заняты членами правительств, законодательных органов, государственными служащими. Председатель Совета, его заместитель и президент БМР избираются из числа членов Совета на срок не более трех лет.
Аппарат БМР состоит из Секретариата и двух управлений Банковского (операционного) управления и Валютно-экономического управления.
Рекомендации, принимаемые в БМР на основе консенсуса, являются, как правило, очень эффективными.
ОЭСР
Одной из самых влиятельных организаций в современных международных экономической и финансовой системах является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
История ОЭСР началась в апреле 1948 года, когда по результатам Конференции европейского экономического сотрудничества и появления на свет «плана Маршалла» (июнь 1947 г.) была создана специальная организация Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) со штаб-квартирой в Париже. Ее первоначальной целью было распределение финансовой помощи США по «плану Маршалла» и координация работы по восстановлению экономики Европы после Второй мировой войны.
Под эгидой ОЕЭС в сентябре 1950 года был создан Европейский платежный союз (см. выше), в конце 1957 года Агентство по атомной энергии.
В сентябре 1961 года ОЕЭС прекратила свое существование, ее правопреемницей стала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Основным документом, регулирующим деятельность ОЭСР, является Конвенция ОЭСР от 14 декабря 1960 года.
В статье 1 Конвенции определены цели Организации:
достижение устойчивого экономического развития, уровня занятости, поддержания финансовой стабильности;
содействие экономическому развитию государств-участников и других государств;
содействие развитию и расширению международной торговли.
ОЭСР обладает компетенцией, характерной для всех классических международных организаций. Предусмотрено, что решения в Организации принимаются на основе единогласия. Каждый член ОЭСР обладает одним голосом, здесь нет «взвешенного голосования».
В статье 6 (п. 3) Конвенции установлено: «Ни одно решение не будет являться обязательным для какого-либо Члена до тех пор, пока это решение не будет приведено в соответствие с законодательной процедурой данного Члена…»
ОЭСР занималась разработкой правил поведения многонациональных предприятий, вопросами унификации норм, касающихся избежания двойного налогообложения, координацией энергетической политики государств-участников, вопросами законодательства о конкуренции, ограничении монополистической деятельности, банкротства, приватизации.
В 1974 году под эгидой ОЭСР было создано Международное энергетическое агентство. Частично автономной организацией, работающей под руководством ОЭСР, является Европейская конференция министров транспорта.
В рамках ОЭСР были разработаны акты рекомендательного характера Кодекс либерализации движения капитала и Кодекс либерализации текущих невидимых услуг (1993 г.), а в 19951998 годах велась разработка Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ).
Основным органом ОЭСР является Совет, заседания которого проводятся на уровне министров или постоянных представителей государств-членов. Совет состоит из представителей каждого государства-участника и представителя Европейской комиссии. Совет избирает Председателя и двух заместителей. Заседания Совета на уровне представителей ведет Генеральный секретарь ОЭСР.
Для обеспечения сотрудничества со странами переходной экономики в ОЭСР в 1998 году был создан Центр сотрудничества с нечленами (Centre for Cooperation with Non-Members).
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики