logo
Шумилов В

Международно-правовая защита прав человека

Принципы и нормы МП, обеспечивающие взаимодействие публичных лиц (государств и международных организаций) в области фундаментальных прав человека, составляют самостоятельную отрасль МП.

Вопросами правового обеспечения международного сотрудничества в сфере защиты прав человека занимались и занимаются известные российские юристы, в частности профессора: А. Х. Абашидзе, Г. К. Дмитриева, В. А. Карташкин, О. И. Тиунов, С. В. Черниченко, М. Л. Энтин и др.

В различных учебниках данная отрасль МП называется по-разному, однако в научный оборот все увереннее входит название «международное право прав человека»  перевод англоязычного термина «International Law of Human Rights».

Права человека бывают либо индивидуальными, либо коллективными. К коллективным относятся права народов, наций, национальных меньшинств.

Принято подразделять права человека на несколько групп:

 гражданские и политические (эту группу называют «правами первого поколения»);

 экономические;

 социальные и культурные (их именуют «правами второго поколения».

Коллективные права называют «правами третьего поколения».

Некоторые права распространяются и на юридических лиц  в той степени, в какой они могут быть применимы к юридическим лицам.

В основе данной отрасли МП лежит общий принцип уважения прав человека (см. главу 2). Большое значение имеет также принцип-стандарт  принцип недискриминации.

Применительно к иностранцам в тех или иных сферах отношений могут предоставляться: режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный режим, специальный режим.

Значительная часть норм, касающихся прав человека, зародилась как международно-правовой обычай. Впоследствии эти нормы получили «писаную форму», были закреплены в универсальных актах, стали императивными.

В соответствии с международно-правовыми принципами и нормами о правах человека изменено и эволюционирует внутреннее право государств мира, в том числе России.

К источникам данной отрасли МП относятся, в частности:

 Конвенция о рабстве 1926 года;

 Устав ООН 1945 года;

 Всеобщая декларация прав человека 1948 года (резолюция ГА ООН);

 Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года;

 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (и 14 Протоколов к ней);

 Конвенция о статусе беженцев 1951 года (и Протокол к ней 1966 г.);

 Конвенция о политических правах женщин 1952 года;

 Европейская культурная конвенция 1954 года;

 Конвенция о статусе апатридов 1954 года;

 Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года;

 Европейская социальная хартия 1961 года (пересмотренная в 1996 г.);

 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года;

 Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (резолюция ГА ООН) и два Протокола к нему;

 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (резолюция ГА ООН);

 Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года;

 Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года;

 Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года;

 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года (и Факультативный протокол к ней 1999 года);

 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года;

 Европейская хартия местного самоуправления 1985 года;

 Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 года;

 Конвенция о правах ребенка 1989 года (а также два Факультативных протокола 2000 г.: о вовлечении детей в вооруженные конфликты; о торговле детьми, о детской проституции и детской порнографии);

 Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года;

 Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 года (резолюция ГА ООН);

 Европейская хартия региональных языков и языковых меньшинств 1992 года;

 Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам 1994 года (Россией пока не ратифицирована);

 Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года;

 Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года;

 Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 года;

 Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины 1997 года (и Дополнительный протокол к ней 1998 г.);

 около 200 конвенций Международной организации труда (МОТ), например конвенции: № 29 и 105  об упразднении принудительного труда 1930 и 1957 годов; № 87  о свободе ассоциации и защите права на организацию 1948 года; № 98  о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров 1949 года; № 100  о равном вознаграждении 1951 года; № 111  о дискриминации в области труда и занятости 1958 года; № 169  о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, 1989 года и др.

Институциональная составляющая международного сотрудничества в области прав человека включает в себя множество универсальных и региональных организаций и специальных органов.

Среди них можно выделить: Совет Безопасности ООН; Генеральную Ассамблею ООН; вспомогательный орган ГА ООН  Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев; Совет по правам человека и Комиссию ООН по положению женщин, работающую под эгидой ЭКОСОС; Верховного комиссара ООН по правам человека, являющегося заместителем Генерального секретаря ООН.

Вопросами прав человека занимаются специализированные учреждения ООН  ЮНЕСКО, МОТ.

В рамках системы ООН функционирует Комитет против пыток (в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.).

Определенный вклад в защиту прав человека вносит Международный суд ООН. Так, например, в решении по делу о компании «Барселона трэкшн» Суд признал за правами человека характер обязательств erga omnes, т. е. обязательств по отношению ко всему международному сообществу.

Региональное сотрудничество в области прав человека осуществляется в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств, Африканского союза, Лиги арабских государств, Организации американских государств, Организации Исламская конференция.

Наибольшую известность получил Европейский суд по правам человека, созданный в рамках Совета Европы. Суд рассматривает индивидуальные жалобы граждан Европы на свои государства. При этом действует норма международного обычая: обращение в международный суд возможно только тогда, когда исчерпаны внутренние средства разрешения вопроса, т. е. пройдены все судебные/административные инстанции в стране; решение вопроса местными средствами не должно неоправданно затягиваться.

Государства в соответствии с международным правом прав человека берут на себя обязательства обеспечить следующие принципы и нормы:

 все люди являются свободными и равны в правах;

 запрещается дискриминация людей по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения;

 запрещается дискриминация в праве на защиту закона; все равны перед судами и трибуналами;

 каждый человек имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность; свободу мысли, совести и религии, убеждений; свободу собраний; право владеть имуществом;

 запрещаются рабство, работорговля, содержание людей в подневольном состоянии;

 запрещаются пытки и жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство человека обращение и наказания;

 запрещаются произвольные аресты, задержания и изгнания;

 каждый человек считается невиновным, пока его виновность не установлена законным порядком;

 запрещается произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь;

 каждый человек имеет право свободно передвигаться, свободно покидать страну и возвращаться в нее, искать убежища от преследования;

 каждый человек имеет право на гражданство, участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей;

 каждый человек имеет право на труд, свободный выбор труда, равную оплату за равный труд, на отдых, социальное обеспечение, право создавать профсоюзы; запрещается принуждение к труду;

 каждый человек имеет право на образование, участие в культурной жизни общества;

 каждый человек имеет право на социальный и международный порядок;

 каждый человек имеет перед обществом обязанности; ограничения прав допускаются, если они устанавливаются законом для обеспечения прав других, удовлетворения моральных требований, общественного порядка и общего благосостояния, и др.

Для реализации экономических, социальных и культурных прав (прав второго поколения) необходимы соответствующие предпосылки. Не все государства готовы взять на себя обязательства в этих сферах. В связи с этим государства должны стремиться обеспечить такие права «в максимальных пределах имеющихся ресурсов» (ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.).

В 1986 году под давлением развивающихся стран была принята Декларация о праве на развитие (резолюция ГА ООН № 41/128). Фактически речь идет о нормах и принципах права развития, которое можно рассматривать в качестве самостоятельного института (а может быть, и отрасли) МП.

Суть идеологии права на развитие в сфере прав человека состоит в том, что для обеспечения таких прав необходимо сначала добиться устойчивого экономического и социального развития.

К коллективным правам (правам третьего поколения) относятся: право народа свободно решать свои проблемы в пределах государства, права коренных народов и племен на владение землями и участие в использовании природных ресурсов, а также целый ряд прав национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств.

Так, например, указанные меньшинства обладают правами: пользоваться достоянием своей культуры, исповедовать свою религию, участвовать в общественной и государственной жизни, создавать свои объединения в рамках закона, поддерживать контакты с гражданами других стран, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами.

Примером нарушения прав меньшинств служит законодательство и практика Прибалтийских государств в отношении так называемых русскоязычных лиц. Некоторые из них пребывают в унизительном и дискриминационном положении «неграждан».

России следовало бы разработать и продвигать в МП идеологически и юридически концепцию «разделенного народа», которая относилась бы к представителям российского народа вообще, славянских и русского народов в частности.

Мы, правопреемники СССР, представители великого многонационального народа, оказались разделенными. Наше цивилизационное пространство искусственно урезано и продолжает сокращаться.

Права человека нарушаются в той или иной степени во всех странах  в развивающихся, в развитых, в том числе в России. С уверенностью можно сказать: нет ни одной страны, где бы они не нарушались.

Существенные нарушения прав человека регулярно фиксируются, в частности, в США. До сих пор там практикуется смертная казнь, не гарантируются права ребенка (десятки русских детей в последние годы были убиты американскими усыновителями).

Серьезную проблему представляет скрытая и открытая расовая дискриминация. Да и процедуры американских выборов президента вызывают серьезные сомнения: они двухступенчаты (что само по себе недемократично), фактически узурпированы двумя партиями; даже при этом в них не всегда гарантирована победа кандидата, избранного большинством голосов.

Развитые государства западного цивилизационного типа превратили вопрос о правах человека в средство давления на другие страны, в механизм достижения своих государственных и групповых интересов, зачастую ничего общего не имеющих с правами человека.

Права человека стали разменной картой в глобальной геостратегической игре. Поэтому нет ничего удивительного в том, что европейскими странами, США и подконтрольными им организациями в вопросах прав человека используются двойные стандарты.

Достаточно вспомнить предоставление Великобританией в последнее десятилетие убежища лицам, обвиняемым в других странах, в частности в России, в терроризме, и отказ выдать лиц, обвиняемых в коррупции и отмывании «грязных» денег.

Как констатируют российские эксперты, когда западным странам не нравится наша дипломатия и наши успехи, они начинают ругать российскую демократию («Коммерсантъ», 31.03.2006).

В западных странах разного рода государственными и общественными организациями составляются и пропагандистски используются всевозможные рейтинги по вопросам прав человека, степени свободы и демократии.

Естественно, в подобных рейтингах, обслуживающих явные и очевидные политические цели, Россия зачастую показывается в неблагоприятном свете. На самом деле, Россия сегодня  одна из самых свободных стран в мире.

В сегодняшней России степень свободы человека несопоставима ни с одним западным государством. Ведь если смотреть непредвзято, многие из них давно уже превратились и неуклонно превращаются в полицейские государства с предельно зарегулированной жизнью граждан.

Другое дело, что государство везде имеет свойство наступать на права человека, и в этом смысле гражданам, гражданским обществам следует быть бдительными.

Россия строила и строит демократию для себя, а не для США и Европы, российский народ будет создавать и беречь демократию по своим правилам, а не по указке из-за рубежа.