Международно-правовая защита прав человека
Принципы и нормы МП, обеспечивающие взаимодействие публичных лиц (государств и международных организаций) в области фундаментальных прав человека, составляют самостоятельную отрасль МП.
Вопросами правового обеспечения международного сотрудничества в сфере защиты прав человека занимались и занимаются известные российские юристы, в частности профессора: А. Х. Абашидзе, Г. К. Дмитриева, В. А. Карташкин, О. И. Тиунов, С. В. Черниченко, М. Л. Энтин и др.
В различных учебниках данная отрасль МП называется по-разному, однако в научный оборот все увереннее входит название «международное право прав человека» перевод англоязычного термина «International Law of Human Rights».
Права человека бывают либо индивидуальными, либо коллективными. К коллективным относятся права народов, наций, национальных меньшинств.
Принято подразделять права человека на несколько групп:
гражданские и политические (эту группу называют «правами первого поколения»);
экономические;
социальные и культурные (их именуют «правами второго поколения».
Коллективные права называют «правами третьего поколения».
Некоторые права распространяются и на юридических лиц в той степени, в какой они могут быть применимы к юридическим лицам.
В основе данной отрасли МП лежит общий принцип уважения прав человека (см. главу 2). Большое значение имеет также принцип-стандарт принцип недискриминации.
Применительно к иностранцам в тех или иных сферах отношений могут предоставляться: режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный режим, специальный режим.
Значительная часть норм, касающихся прав человека, зародилась как международно-правовой обычай. Впоследствии эти нормы получили «писаную форму», были закреплены в универсальных актах, стали императивными.
В соответствии с международно-правовыми принципами и нормами о правах человека изменено и эволюционирует внутреннее право государств мира, в том числе России.
К источникам данной отрасли МП относятся, в частности:
Конвенция о рабстве 1926 года;
Устав ООН 1945 года;
Всеобщая декларация прав человека 1948 года (резолюция ГА ООН);
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года;
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (и 14 Протоколов к ней);
Конвенция о статусе беженцев 1951 года (и Протокол к ней 1966 г.);
Конвенция о политических правах женщин 1952 года;
Европейская культурная конвенция 1954 года;
Конвенция о статусе апатридов 1954 года;
Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года;
Европейская социальная хартия 1961 года (пересмотренная в 1996 г.);
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года;
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (резолюция ГА ООН) и два Протокола к нему;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (резолюция ГА ООН);
Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года;
Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года;
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года;
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года (и Факультативный протокол к ней 1999 года);
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года;
Европейская хартия местного самоуправления 1985 года;
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 года;
Конвенция о правах ребенка 1989 года (а также два Факультативных протокола 2000 г.: о вовлечении детей в вооруженные конфликты; о торговле детьми, о детской проституции и детской порнографии);
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года;
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 года (резолюция ГА ООН);
Европейская хартия региональных языков и языковых меньшинств 1992 года;
Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам 1994 года (Россией пока не ратифицирована);
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года;
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года;
Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 года;
Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины 1997 года (и Дополнительный протокол к ней 1998 г.);
около 200 конвенций Международной организации труда (МОТ), например конвенции: № 29 и 105 об упразднении принудительного труда 1930 и 1957 годов; № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию 1948 года; № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров 1949 года; № 100 о равном вознаграждении 1951 года; № 111 о дискриминации в области труда и занятости 1958 года; № 169 о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, 1989 года и др.
Институциональная составляющая международного сотрудничества в области прав человека включает в себя множество универсальных и региональных организаций и специальных органов.
Среди них можно выделить: Совет Безопасности ООН; Генеральную Ассамблею ООН; вспомогательный орган ГА ООН Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев; Совет по правам человека и Комиссию ООН по положению женщин, работающую под эгидой ЭКОСОС; Верховного комиссара ООН по правам человека, являющегося заместителем Генерального секретаря ООН.
Вопросами прав человека занимаются специализированные учреждения ООН ЮНЕСКО, МОТ.
В рамках системы ООН функционирует Комитет против пыток (в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.).
Определенный вклад в защиту прав человека вносит Международный суд ООН. Так, например, в решении по делу о компании «Барселона трэкшн» Суд признал за правами человека характер обязательств erga omnes, т. е. обязательств по отношению ко всему международному сообществу.
Региональное сотрудничество в области прав человека осуществляется в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств, Африканского союза, Лиги арабских государств, Организации американских государств, Организации Исламская конференция.
Наибольшую известность получил Европейский суд по правам человека, созданный в рамках Совета Европы. Суд рассматривает индивидуальные жалобы граждан Европы на свои государства. При этом действует норма международного обычая: обращение в международный суд возможно только тогда, когда исчерпаны внутренние средства разрешения вопроса, т. е. пройдены все судебные/административные инстанции в стране; решение вопроса местными средствами не должно неоправданно затягиваться.
Государства в соответствии с международным правом прав человека берут на себя обязательства обеспечить следующие принципы и нормы:
все люди являются свободными и равны в правах;
запрещается дискриминация людей по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения;
запрещается дискриминация в праве на защиту закона; все равны перед судами и трибуналами;
каждый человек имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность; свободу мысли, совести и религии, убеждений; свободу собраний; право владеть имуществом;
запрещаются рабство, работорговля, содержание людей в подневольном состоянии;
запрещаются пытки и жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство человека обращение и наказания;
запрещаются произвольные аресты, задержания и изгнания;
каждый человек считается невиновным, пока его виновность не установлена законным порядком;
запрещается произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь;
каждый человек имеет право свободно передвигаться, свободно покидать страну и возвращаться в нее, искать убежища от преследования;
каждый человек имеет право на гражданство, участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей;
каждый человек имеет право на труд, свободный выбор труда, равную оплату за равный труд, на отдых, социальное обеспечение, право создавать профсоюзы; запрещается принуждение к труду;
каждый человек имеет право на образование, участие в культурной жизни общества;
каждый человек имеет право на социальный и международный порядок;
каждый человек имеет перед обществом обязанности; ограничения прав допускаются, если они устанавливаются законом для обеспечения прав других, удовлетворения моральных требований, общественного порядка и общего благосостояния, и др.
Для реализации экономических, социальных и культурных прав (прав второго поколения) необходимы соответствующие предпосылки. Не все государства готовы взять на себя обязательства в этих сферах. В связи с этим государства должны стремиться обеспечить такие права «в максимальных пределах имеющихся ресурсов» (ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.).
В 1986 году под давлением развивающихся стран была принята Декларация о праве на развитие (резолюция ГА ООН № 41/128). Фактически речь идет о нормах и принципах права развития, которое можно рассматривать в качестве самостоятельного института (а может быть, и отрасли) МП.
Суть идеологии права на развитие в сфере прав человека состоит в том, что для обеспечения таких прав необходимо сначала добиться устойчивого экономического и социального развития.
К коллективным правам (правам третьего поколения) относятся: право народа свободно решать свои проблемы в пределах государства, права коренных народов и племен на владение землями и участие в использовании природных ресурсов, а также целый ряд прав национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств.
Так, например, указанные меньшинства обладают правами: пользоваться достоянием своей культуры, исповедовать свою религию, участвовать в общественной и государственной жизни, создавать свои объединения в рамках закона, поддерживать контакты с гражданами других стран, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами.
Примером нарушения прав меньшинств служит законодательство и практика Прибалтийских государств в отношении так называемых русскоязычных лиц. Некоторые из них пребывают в унизительном и дискриминационном положении «неграждан».
России следовало бы разработать и продвигать в МП идеологически и юридически концепцию «разделенного народа», которая относилась бы к представителям российского народа вообще, славянских и русского народов в частности.
Мы, правопреемники СССР, представители великого многонационального народа, оказались разделенными. Наше цивилизационное пространство искусственно урезано и продолжает сокращаться.
Права человека нарушаются в той или иной степени во всех странах в развивающихся, в развитых, в том числе в России. С уверенностью можно сказать: нет ни одной страны, где бы они не нарушались.
Существенные нарушения прав человека регулярно фиксируются, в частности, в США. До сих пор там практикуется смертная казнь, не гарантируются права ребенка (десятки русских детей в последние годы были убиты американскими усыновителями).
Серьезную проблему представляет скрытая и открытая расовая дискриминация. Да и процедуры американских выборов президента вызывают серьезные сомнения: они двухступенчаты (что само по себе недемократично), фактически узурпированы двумя партиями; даже при этом в них не всегда гарантирована победа кандидата, избранного большинством голосов.
Развитые государства западного цивилизационного типа превратили вопрос о правах человека в средство давления на другие страны, в механизм достижения своих государственных и групповых интересов, зачастую ничего общего не имеющих с правами человека.
Права человека стали разменной картой в глобальной геостратегической игре. Поэтому нет ничего удивительного в том, что европейскими странами, США и подконтрольными им организациями в вопросах прав человека используются двойные стандарты.
Достаточно вспомнить предоставление Великобританией в последнее десятилетие убежища лицам, обвиняемым в других странах, в частности в России, в терроризме, и отказ выдать лиц, обвиняемых в коррупции и отмывании «грязных» денег.
Как констатируют российские эксперты, когда западным странам не нравится наша дипломатия и наши успехи, они начинают ругать российскую демократию («Коммерсантъ», 31.03.2006).
В западных странах разного рода государственными и общественными организациями составляются и пропагандистски используются всевозможные рейтинги по вопросам прав человека, степени свободы и демократии.
Естественно, в подобных рейтингах, обслуживающих явные и очевидные политические цели, Россия зачастую показывается в неблагоприятном свете. На самом деле, Россия сегодня одна из самых свободных стран в мире.
В сегодняшней России степень свободы человека несопоставима ни с одним западным государством. Ведь если смотреть непредвзято, многие из них давно уже превратились и неуклонно превращаются в полицейские государства с предельно зарегулированной жизнью граждан.
Другое дело, что государство везде имеет свойство наступать на права человека, и в этом смысле гражданам, гражданским обществам следует быть бдительными.
Россия строила и строит демократию для себя, а не для США и Европы, российский народ будет создавать и беречь демократию по своим правилам, а не по указке из-за рубежа.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики