Международное воздушное право
Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие правовое положение воздушного пространства и отношения по его использованию, составляют отрасль МП международное воздушное право (МВП).
Вопросами правового обеспечения международного сотрудничества в воздушном пространстве занимались и занимаются известные российские юристы, в частности профессора: В. Д. Бордунов, А. Н. Верещагин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, Ф. И. Сапрыкин и др.
Правовой режим международного воздушного пространства еще один пример тесного взаимодействия (переплетения) международно-правовых норм и внутреннего права, а также унификации внутренних правовых режимов (например, в части реквизитов авиабилетов, ответственности перевозчика перед пассажирами и т. п.).
Кроме того, в этой сфере международной системы государства западного цивилизационного типа обладают особенно заметными преимуществами. Практически весь мировой рынок авиауслуг разделен между авиакомпаниями этих стран.
Достигнутые преимущества развитые государства стремятся легализовать и закрепить в правовой сфере различными методами, включая агрессивный протекционизм и экспансию на рынках авиауслуг, нечестную конкуренцию и т. п.
Как всегда, там, где развитые страны обладают преимуществами, частным операторам предоставляется больше свободы, и частные операторы на частноправовом уровне начинают создавать собственную правовую ткань регулирования транснациональное право. В сфере авиауслуг, во взаимодействии авиакомпаний мира имеется большое число двусторонних и многосторонних соглашений, которые можно отнести к источникам транснационального права.
Хорошо «обставленным» примером государственного протекционизма и участия государства в борьбе за конкурентоспособность своих компаний может служить ужесточение со стороны ЕС (2002 г.), после обновления собственного авиапарка, стандартов по уровню шума, предъявляемых к воздушным судам, летающим в Европу или через Европу.
Подобное требование, по сути, означает выдавливание иностранных (в том числе российских) самолетов с рынка авиауслуг в Европе.
США, в свою очередь, ведут линию на экстратерриториальное применение внутренних законов с тем, чтобы навязать собственное видение правопорядка в международном воздушном пространстве, методом экспансии своего внутреннего права обеспечить интересы американских авиакомпаний на мировом рынке авиауслуг.
В международном воздушном праве содержатся нормы и институты, которые примыкают также и к другим отраслям МП международному уголовному праву, международному экономическому праву и др.
Переключение международного сотрудничества в сфере воздушного пространства на многостороннее регулирование началось в начале ХХ века.
Первыми многосторонними договорами стали: Парижская конвенция о регулировании международных воздушных сообщений (Парижская конвенция об аэронавигации) 1919 года; Мадридская конвенция об аэронавигации 1926 года; Гаванская конвенция о коммерческой авиации 1928 года и др. Все они были позднее заменены Чикагской конвенцией 1944 года.
В 1874 году была подписана многосторонняя Брюссельская декларация о правовом статусе воздухоплавателей, но она так и не вступила в силу, а ее положения были восприняты более поздними документами.
В состав договорных источников международного воздушного права относятся, в частности, следующие акты:
Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 года (с протоколами к ней);
Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года;
Соглашение о международном воздушном транзите 1944 года;
Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 года;
Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно 1948 года;
Римская конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 года (Монреальский протокол к ней 1978 г.);
Соглашение о нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956 года;
Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна, 1963 года;
Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года (Монреальский протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, 1988 г.);
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (в части свободы полетов над открытым морем, транзитных пролетов над проливами и архипелажными водами, борьбы с воздушным пиратством);
Соглашение СНГ об авиации и об использовании воздушного пространства 1991 года;
Договор об открытом небе 1992 года;
Всемирная почтовая конвенция 1994 года (в части международной воздушной перевозки почты);
Монреальская конвенция по унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года (консолидировала все документы «Варшавской системы»; Россия не участвует);
двусторонние межгосударственные соглашения о воздушных сообщениях.
Институциональными механизмами сотрудничества государства в вопросах использования воздушного пространства служат:
Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Учреждена в 1944 году. Принимает решения как рекомендательного, так и обязательного характера (в части полетов в международном пространстве);
Европейская конференция гражданской авиации;
Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации;
Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства (существует в СНГ с 1991 г.).
Примером неправительственной международной организации может служить Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), в которую входят все ведущие авиапредприятия мира (штаб-квартира в Монреале, Канада). Она имеет консультативный статус при ЭКОСОС.
ИАТА разрабатывает рекомендации по тарифам, условиям перевозок, стандартам обслуживания пассажиров, унификации документации, согласованию расписаний и т. п.
Содержание международного воздушного права составляют следующие наиболее важные принципы и нормы:
воздушное пространство над территорией государства находится под его полным и исключительным суверенитетом. Государства вправе устанавливать порядок использования воздушного пространства, определять своими актами соответствующий внутренний правовой режим;
воздушные суда подчиняются юрисдикции государства регистрации судна;
внутренние правила государств должны применяться к воздушным судам без дискриминации по признаку государственной принадлежности;
государства обязаны контролировать соблюдение воздушными судами требований безопасности полетов, соблюдение норм МВП;
пересечение воздушными судами иностранной государственной границы допускается только в местах, которые определены этим государством или международным договором. Порядок и маршруты следования также определяются внутренним законодательством и международными договорами;
в международном воздушном пространстве должна обеспечиваться свобода полетов в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО);
воздушные суда, которые используются государством для осуществления властных функций (оборона, пограничные, полицейские, таможенные функции) не пользуются свободой полетов в международном воздушном пространстве;
иностранные воздушные суда имеют возможность свободного пролета без посадки через иностранное воздушное пространство, а также возможность свободной посадки для технического обслуживания;
воздушные суда имеют возможность брать на борт и высаживать пассажиров, принимать и выгружать грузы, которые взяты на территории государства регистрации судна или следуют на эту территорию (либо взяты на территории участвующего в соглашении государства или следуют на территорию любого из таких государств), с учетом положений двусторонних соглашений;
воздушные суда имеют возможность свободного полета в воздушном пространстве иностранных государств без посадки на территории государства регистрации (с учетом положений двусторонних соглашений о воздушном сообщении);
воздушные суда имеют возможность полетов (каботажных рейсов) между аэропортами государства, которое предоставляет такую свободу (с учетом положений двусторонних соглашений о воздушном сообщении);
в отношении актов воздушного пиратства (захват частного летательного аппарата в международном пространстве, направленный против морского или воздушного судна, лиц или имущества на их борту) действует универсальная уголовная юрисдикция. Государственные суда любой страны вправе перехватить, задержать пиратское воздушное судно, арестовать и предать суду виновных лиц;
в случае вынужденного (незаконного) проникновения в воздушное пространство иностранного государства командир воздушного судна обязан немедленно сообщить об этом в ближайший аэропорт и действовать по полученным инструкциям;
соответствующие органы государства наделены полномочиями пресекать незаконный полет в национальном воздушном пространстве, вплоть до уничтожения судна;
в силу концепции «открытого неба» военные воздушные суда государств-участников в рамках усиления мер доверия могут выполнять полеты над территорией друг друга (согласно квотам) и фотографировать наземные объекты.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики