Институт нейтралитета
Нейтралитет это состояние, при котором государство не оказывает помощи ни одной из воющих сторон, не вмешивается в конфликт на чьей-либо стороне, поддерживает равные отношения с воюющими государствами. Так, например, во время англо-аргентинского конфликта 1982 года из-за принадлежности Фолклендских/Мальвинских островов большинство государств сохраняли нейтралитет.
Состояние нейтралитета обслуживается целым международно-правовым институтом, который является частью гуманитарного права.
Различают, например, следующие виды нейтралитета:
ограниченный нейтралитет; в этом случае государство ограничивает свои отношения с агрессором, как правило, на основании резолюций СБ ООН;
постоянный нейтралитет; политики постоянного нейтралитета придерживается ряд государств мира (Швейцария, Австрия, Мальта, Туркменистан);
дружественный нейтралитет; в этом случае государство поддерживает более тесные отношения с одной из воюющих сторон.
В реальной жизни состояние нейтралитета многие государства использовали для маневрирования между сильными государствами, извлечения выгод с обеих сторон. Так, например, Швейцария во время Второй мировой войны использовала свой статус нейтрального государства, чтобы привлекать в расположенные на ее территории банки награбленные в других странах средства, в том числе деньги и золото, полученные преступным путем.
Статус нейтрального государства предполагает, что его территория не может быть использована для военных действий или в военных целях. По ней запрещается транспортировка войск и военного снаряжения.
Нейтральное государство вправе поддерживать торговлю с обеими воюющими сторонами, но не вправе иметь их вербовочные пункты на своей территории. В то же время гражданам нейтральных государств не запрещается (если нет внутреннего запрета) принимать участие в военных действиях на стороне той или иной воюющей страны.
Если военные действия разворачиваются на море, то воюющее государство вправе проводить досмотр торговых судов нейтральных стран, а также конфисковать груз и судно, если оно перевозило военные материалы или материалы двойного назначения в пользу другого воюющего государства.
Зачастую во время вооруженных конфликтов воюющее государство устанавливает морскую блокаду портов государства-противника. Суда нейтральных государств в зоне блокады подлежат досмотру.
Установление блокады в мирное время противоречит международному праву. Так, в 1962 году США установили морскую блокаду вокруг Кубы для того, чтобы воспрепятствовать доставке туда советских ракет.
Существуют ограничения на пребывание военных кораблей воюющих сторон в порту нейтрального государства (не более 3 кораблей; не свыше 24 часов).
Воюющие государства обязаны уважать неприкосновенность воздушного пространства нейтральной страны.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики