logo
Шумилов В

Понятие международного инвестиционного права (мип)

На трансграничное движение инвестиций (капиталов) влияют:

а) степень «открытости» экономики, заложенная во внутригосударственное право (высота «административно-экономических границ»);

б) правовой статус инвесторов с точки зрения международного права и внутреннего права;

в) правовое положение инвестиций с точки зрения международного права и внутреннего права (включая гарантирование инвестиций).

Очевидно, что все эти аспекты должны регулироваться международным инвестиционным правом.

Задача МИП  создать международно-правовой режим трансграничного движения инвестиций (капиталов), а также «взять под контроль», унифицировать внутренний правовой режим, касающийся их импорта и экспорта.

Таким образом, международное инвестиционное право  это система международно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере международных инвестиционных отношений (МИО).

Объем международно-правовых норм, задействованных в процесс регулирования международной инвестиционной системы, стремительно растет. Международное инвестиционное право структурно входит в состав международного экономического права и тесно связано с ним, с другими институтами и подотраслями МЭП.

Российская международно-правовая наука в последнее десятилетие ХХ века и в начале ХХI века стала более активно разрабатывать правовые проблемы движения инвестиций. В зарубежной правовой литературе вопросам правового регулирования международного рынка капиталов уделяется традиционно большое внимание.

Международное инвестиционное право составляет часть международной инвестиционной системы и ее правовой надстройки, ее регулятивного компонента.

Субъектами международного инвестиционного права являются «публичные лица»  государства и международные организации. Они активно участвуют в международных инвестиционных отношениях, поэтому их как участников можно одновременно назвать инвестиционными операторами.

Состав операторов МИС шире, чем состав субъектов международного инвестиционного права. Операторами, «действующими лицами», выступают также частные лица, и прежде всего многонациональные предприятия (ТНК/ТНБ)  инвесторы, а с другой стороны  получатели инвестиций.

В настоящее время в международном инвестиционном праве в качестве преобладающего метода регулирования применяется метод двустороннего регулирования международных инвестиционных отношений. Однако в дополнение к нему в отдельных вопросах все интенсивнее внедряется метод многостороннего регулирования.

Это проявляется, среди прочего, в усилении роли международных экономических организаций (МВФ, МБРР, МФК, МАР, ЕИБ, ЕБРР, ОЭСР, международных организаций интеграционных объединений и др.) как регулирующих инструментов и как разработчиков норм инвестиционного права. Это проявляется и в разработке ряда многосторонних соглашений по некоторым аспектам МИО.

В международной инвестиционной системе (как, впрочем, и в международных финансовой, торговой системах) главными «центрами силы» выступают США, государства ЕС, Япония. Именно между ними разворачиваются основные потоки инвестиций как на публичном, так и на частном уровнях. Они являются основными инвесторами и получателями инвестиций.

Следовательно, в МИС также сложилась «трехполюсная» основа. При этом взаимное переплетение капитала между этими инвестиционными центрами идет быстрее, чем в мире в целом.

Не удивительно поэтому, что именно эти «центры» пока задают тон в разработке норм международного инвестиционного права и в его развитии, естественно, в таком направлении, которое легализует их государственные интересы в данной сфере.