logo
Шумилов В

Россия и мвф

В сентябре 1990 года на сессии Совета Управляющих МВФ в качестве «специально приглашенной делегации» впервые присутствовала делегация Правительства СССР. В 1991 году СССР был предоставлен статус ассоциированного члена МВФ с возможностью получать техническую помощь, но без права получения кредитов. Россия вступила в МВФ в 1992 году.

Взаимоотношения между Россией и МВФ/Всемирным банком во внутригосударственном порядке были оформлены постановлением Верховного Совета Российской Федерации 1992 года «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную Ассоциацию развития», а также Указом Президента РФ 1996 года «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля».

Россия заняла 9-е место среди государств  членов МВФ по размеру выделенной ей квоты в капитале МВФ (свыше 4,3 млрд СДР, что равно 3% общей суммы квот), получила возможность назначать своих Директоров в Исполнительные Директораты Фонда и Банка, имеет право на получение кредитов.

В 1996 году Россия взяла на себя обязательства в соответствии со статьей VIII Устава МВФ ввести внешнюю конвертируемость рубля по текущим (внешнеторговым) операциям.

Вместе с тем Россия еще не приняла на себя некоторые обязательства по ряду принципиальных статей Устава МВФ, касающихся, в частности, участия в системе СДР, недопущения валютных ограничений по текущим (внешнеторговым) операциям, компетенции органов МВФ и МБРР в отношении государств-членов.

В качестве условий предоставления России кредитов МВФ выдвигал требования по реформированию экономики, сдерживанию бюджетного дефицита, пополнению доходов бюджета за счет сбора налогов, реформированию банковской системы и др. Фактически все эти вопросы внутренней компетенции государства были взяты «под контроль» МВФ.

Являясь с 1992 года членом МБРР, Россия получает кредиты Банка для создания объектов инфраструктуры рыночной экономики. В свою очередь МБРР приобретает акции российских предприятий.