Международное информационное право
В эпоху глобального перехода государств к постиндустриальному этапу развития, наряду с наукой, технологиями, интеллектом, приоритетное значение приобретают коммуникации, обладание информацией и движение информационных потоков.
Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие правовое положение информационного пространства, порядок его использования публичными лицами, составляют еще один комплексный институт, который условно можно обозначить термином международное информационное право.
Информационное пространство многослойно. Оно включает в себя виды связи и передачи информации с помощью всех возможных средств информации: радио, телевидение, кино, периодика, звуковая и визуальная продукция, компьютерная связь и др.
Информация, кроме того, является товаром и в этом качестве подпадает под регулирование посредством Генерального соглашения по торговле услугами, которое входит в пакет соглашений ВТО.
Наконец, информация это, с одной стороны, инструмент взаимопонимания (и в этом качестве она «сеет добро»), а с другой стороны, особого рода «оружие» оружие пропаганды и лжи, с помощью которого можно «сеять зло».
Предметом международного информационного права являются технические и содержательные аспекты распространения массовой информации, правовой режим информационного пространства (в том числе электронного), средств массовой информации, журналистов, вопросы информационной безопасности и т. п.
К договорным источникам международного информационного права можно, в частности, причислить следующие акты:
Берлинская конвенция, учредившая Международный радиотелеграфный союз, 1906 года;
Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 года;
Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 года;
Соглашение об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера 1949 года (заключено в рамках ЮНЕСКО);
Конвенция о международном праве опровержения 1952 года;
Конвенциями о международном обмене официальными изданиями и правительственными документами 1958 года;
Соглашение о предотвращении вещания со станций за пределами национальной территории 1965 года;
Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 года;
Европейская конвенция о трансграничном телевидении 1989 года;
Устав и Конвенция Международного союза электросвязи (МСЭ) 1992 года, а также регламенты МСЭ, которые носят обязательный характер.
Большое число вопросов международного сотрудничества в информационной сфере решается в двусторонних соглашениях между государствами.
Регулируются отношения в информационной сфере и нормами «мягкого права». Примерами актов, содержащих подобные нормы, могут служить:
резолюция ГА ООН 1946 года № 59 о свободе информации и умении не злоупотреблять ею;
резолюция ГА ООН 1947 года № 110 (осудила любую форму пропаганды, имеющей целью акт агрессии, способной нарушить мир, создать или усилить угрозу миру);
резолюция ГА ООН 1947 года № 127 (позволяла принимать меры для борьбы с распространением ложных или извращенных известий, которые вредят дружеским отношениям между государствами);
Всеобщая декларация прав человека 1948 года (право человека на информацию независимо от государственных границ);
Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 года;
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (свобода информации может быть ограничена для охраны государственной безопасности, здоровья и нравственности населения; пропаганда войны должна быть запрещена законом);
Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне, 1978 года;
резолюция ГА ООН 1982 года № 37/92 «Принципы, регулирующие использование государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания».
Институциональной основой глобальной информационной сферы служат международные организации: ООН, ЮНЕСКО, Международный союз электросвязи (МСЭ), Совет Европы и др.
В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года содержалось положение, что государства будут способствовать улучшению распространения на их территориях газет и печатных изданий из других стран на основе контрактов между соответствующими предприятиями и организациями.
В Итоговом документе Мадридской встречи государств участников СБСЕ 1983 года предусматривалось улучшение условий работы журналистов путем более облегченной выдачи въездных виз и облегчения передвижения по стране.
Некоторые принципы и нормы международного информационного права, помимо указанных выше, можно было бы проиллюстрировать следующими положениями:
все народы имеют право на свободный доступ к сведениям, распространяемым с помощью средств массовой информации;
государства не должны затруднять ввоз в страну тиражированной продукции массовой информации;
государства должны предоставлять друг другу таможенные льготы на ввоз материалов образовательного, научного и культурного характера;
государства должны поощрять и облегчать обмен изданиями между правительственными органами, неправительственными просветительскими, научно-техническими и культурными некоммерческими учреждениями;
государства вправе распространять массовую информацию за пределами своих границ;
государства вправе развивать свои средства массовой информации и использовать их в трансграничном масштабе;
государства должны осуществлять контроль за деятельностью национальных органов массовой информации, распространяющих идеи и сведения за границей;
государства должны сотрудничать в устранении взаимных помех, в использовании радиочастот в соответствии с распределенными спектрами;
государства вправе прервать любую частную электросвязь, которая представляет угрозу государственной безопасности, противоречит законам, общественному порядку, правилам приличия;
государства имеют право на справедливый доступ своих спутников на геостационарную орбиту с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых государств;
следует предотвращать распространение недобросовестной рекламы с борта морских судов, находящихся в открытом море;
запрещается использование радиовещания с территории государства, направленное против внутреннего порядка и безопасности другой страны;
необходимо проявлять особую сдержанность при радиовещании на языках народов, для которых предназначены передачи;
передачи не должны использоваться для оскорбительной, враждебной и клеветнической пропаганды, для вмешательства во внутренние дела государств;
запрещается пропаганда идей расового превосходства, распространение порнографических материалов;
государства обязаны сообщать агентствам и журналистам об опровержениях на их материалы, поступившие от другого государства;
государства должны стремиться улучшать условия работы журналистов.
Следует иметь в виду, что в наше время заметно повышается ответственность журналиста за каждое сказанное слово. Иллюстрацией может служить международный скандал, который развернулся из-за публикации в 2006 году в датской прессе карикатур, оскорбительных для приверженцев ислама. По многим исламским странам прокатилась волна возмущения, датские посольства в некоторых странах были разгромлены.
При этом многие органы печати других европейских стран из «солидарности» с датскими коллегами и в силу превратно понимаемой «свободы печати» повторили оскорбительные публикации в своих изданиях.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики