Международное уголовное право (муп)
Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие отношения по борьбе с преступностью, составляют еще одну отрасль МП международное уголовное право.
Вопросами правового обеспечения международного сотрудничества в данной сфере занимались и занимаются известные российские юристы, в частности профессора: И. П. Антонов, П. Н. Бирюков, И. П. Блищенко, Л. Н. Галенская, Э. А. Иванов, И. И. Карпец, И. И. Лукашук, Е. Г. Ляхов, В. П. Панов и др.
Источниками МУП являются международные договоры, международные обычаи, общие принципы права. Велика роль в борьбе с международной преступностью норм мягкого права. Появление Римского статута Международного уголовного суда 1998 года свидетельствует о зарождении в МУП черт наднационального регулирования.
Наиболее заметную роль в обеспечении правопорядка в сфере борьбы с преступностью играют, в частности, следующие договоры:
Конвенция о рабстве 1926 года;
Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года;
Соглашение 1945 года, которым был учрежден Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками Нюрнбергский трибунал (приложен Устав);
Соглашение 1946 года, которым был учрежден Международный военный трибунал для Дальнего Востока;
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года;
Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 года;
Европейская конвенция о выдаче 1957 года;
Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года;
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года;
Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна 1963 года;
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года (и Протокол к ней 1988 г.);
Конвенция о психотропных веществах 1971 года;
Конвенция Организации американских государств о предупреждении актов терроризма и наказании за него 1971 года;
Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года;
Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 года;
Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 года;
Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;
Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года;
Страсбургская конвенция о передаче осужденных лиц 1983 года;
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;
Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года (и Протокол к ней);
Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года;
Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1998 года;
Римский статут Международного уголовного суда 1998 года;
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года и др.
Большое место в массиве международных договоров занимают двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Данная отрасль МП также очень тесно связана с внутренним правом. Можно утверждать, что МУП реализуется в основном через нормы внутреннего права, а можно взглянуть и по-иному: МУП унифицирует внутреннее, главным образом уголовное, право стран мира.
Многие составы преступлений, квалифицирующие признаки, сопутствующие обстоятельства, которые определены в международных соглашениях, вошли в уголовные кодексы большинства государства мира. Правила ВТО, например, требуют ввести в законодательство стран-участниц уголовную ответственность за нарушение права интеллектуальной собственности.
Две системы права работают на этом направлении в тесном взаимодействии, что снова иллюстрирует на примере очередной сферы отношений процесс образования Глобального права.
В то же время государства охраняют уголовно-правовую сферу как сферу публичного порядка от бесконтрольного влияния со стороны международного права.
Во внутреннем правовом режиме действует правило: нормы международных соглашений по уголовно-правовой тематике самостоятельно не действуют; для их применения внутри страны требуется специальный акт (например, поправки в Уголовный кодекс). Особенно показательно в этом смысле законодательство США.
Тем не менее некоторые нормы, содержащиеся в международно-правовых актах, применяются во внутреннем праве ряда государств напрямую на основе приоритета международно-правовых норм перед внутренними (например, определение отдельных видов преступлений: наемничество и др.).
На своей территории государство вправе и предписывать запреты, и наказывать за их нарушение. Если гражданин или апатрид совершил преступление за рубежом, его государство не может применить к нему принуждение, пока он не окажется в своей стране.
Если гражданин совершил в иностранном государстве деяние, считающееся преступлением по закону своей страны и страны пребывания, но не был осужден в стране пребывания, то он подлежит уголовной ответственности в своей стране.
Если в отношении гражданина за рубежом совершено преступление, то государство вправе привлечь к суду иностранца, совершившего преступление (если иностранец окажется в пределах досягаемости данного государства).
В европейских государствах заметно стремление придать своим национальным уголовно-правовым нормам в отдельных вопросах элементы экстратерриториальной юрисдикции. Россия не исключение.
Примером может служить Закон о судебной власти Испании 1985 года. В нем предусмотрено, что юрисдикции судов Испании могут подлежать деяния, совершенные любым лицом за пределами Испании, если они считаются испанским законом правонарушением, подлежащим уголовному преследованию в Испании в силу международных соглашений (Лукашук И. И. «Международное право. Особенная часть», М., 2005, стр. 425).
Система международного уголовного права интенсивно развивается и включает в себя Общую и Особенную части.
К Особенной части МУП относятся принципы и нормы, которые касаются:
уголовных преступлений, подпадающих под юрисдикцию нескольких государств (к ним применяется право суда);
преступлений, за которые предусмотрена индивидуальная ответственность по международному праву, т. е. против мира и безопасности человечества (агрессия, геноцид, военные преступления, преступления против человечности);
преступлений, состав которых предусмотрен соглашениями государств и в соответствии с ними введен во внутреннее право (незаконный оборот наркотиков, применение пыток, торговля людьми, изготовление порнографических изданий, подделка денежных знаков и др.);
международного терроризма.
Государства давно сотрудничают друг с другом в борьбе с преступностью. Наиболее известным примером может служить борьба с пиратством. Вместе с тем становление отрасли пришлось на ХХ век век двух мировых войн. После Второй мировой войны по инициативе СССР в Уставе Нюрнбергского военного трибунала появилась норма об ответственности индивидов за ведение агрессивной войны.
За преступления против мира и безопасности человечества физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности непосредственно на основе МП либо судом государства, либо международным трибуналом.
XXI век характеризуется возросшими масштабами международной преступности. Преступность принимает все более организованные формы. Противостоять ей можно только сообща. В 1994 году в Неаполе состоялась конференция на высшем уровне, на которой был принят Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности.
Большую работу в организации сотрудничества государств в борьбе с преступностью ведет ООН, ее органы и учреждения. Так, в ООН раз в пять лет проводятся конференции по предупреждению преступности, регулярно издается «Собрание стандартов и форм Организации Объединенных Наций в области предотвращения преступности и уголовного правосудия».
В системе ЭКОСОС с 1965 году функционирует Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Ряд конвенций были подготовлены и приняты под эгидой ИКАО, ИМО, МАГАТЭ.
Совет Безопасности ООН своими решения учредил Международный уголовный трибунал для Руанды и Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии (дискредитировавший и не оправдавший себя).
Одной из самых знаменитых организаций является Интерпол Международная организация уголовной полиции, созданная в 1923 году (штаб-квартира в Париже).
Органы Интерпола: Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат. В каждой стране-участнице в составе полицейских сил создаются национальные центральные бюро Интерпола (НЦБ). НЦБ это постоянно действующие органы Интерпола и одновременно полицейские органы страны-участницы.
Интерпол занимается международным розыском преступников, похищенных ценностей, обеспечивает сотрудничество органов полиции стран-участниц, в том числе путем обмена информацией.
В рамках единой Европы с 1999 года действует Европол Европейское полицейское ведомство (штаб-квартира в Гааге). Европол орган ЕС.
Россия является членом Интерпола и имеет соглашение о сотрудничестве с Европолом (2003).
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики