logo
Шумилов В

Государство и его органы

Субъектом МП является государство как таковое. При этом следует иметь в виду, что государство может быть унитарным или федеративным; существовать в форме республики или монархии. Государственная власть может иметь три ветви власти  законодательную, исполнительную и судебную или может быть организована как-то иначе.

Законодательная власть разрабатывает и принимает законы; судебная власть  охраняет их; исполнительная власть  обеспечивает их исполнение. Из этой схемы видно, что именно исполнительная власть осуществляет всю управленческую, оперативную работу в стране, сосредоточивает в своих руках все инструменты, необходимые для осуществления основных функций государства, включая внешние функции.

В международном праве действует норма, в соответствии с которой государство во внешних сношениях без специальных полномочий представляют министр иностранных дел, глава правительства и глава государства (ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров).

Объем и содержание внешних функций перечисленных лиц зависят от внутреннего права, внутренней организации государственной власти.

Осуществляет управление внешними связями министерство иностранных дел, которое располагает необходимой для этого системой органов внутри и за пределами страны.

Заграничный аппарат министерства иностранных дел состоит из дипломатических представительств (посольств), консульских учреждений, представительств при международных организациях.

Внутренним правом государства функции осуществления внешних связей могут быть предоставлены и другим министерствам и ведомствам.

Парламенты не являются органами внешних сношений, хотя зачастую и вправе выражать свою позицию по тем или иным вопросам внешней политики государства. Эта позиция не всегда совпадает с позицией исполнительной власти.

Бывает, что парламенты совместно с исполнительной властью «разыгрывают» политические комбинации с целью давления на внешнеполитических противников. Иногда парламенты и исполнительная власть находятся в жестком противостоянии по тем или иным вопросам внешней политики. Примером такого взаимодействия и противостояния в зависимости от ситуации могут служить Конгресс и Администрация Президента США.

Между парламентами мира ведется свой диалог. Существуют налаженные межпарламентские связи. Функционирует Межпарламентский союз (МПС), состоящий из парламентских групп почти 150 государств мира.

Не являются органами внешних сношений органы судебной ветви власти, представляющие конституционное правосудие, суды общей или специальной юрисдикции.

Вместе с тем роль национальных судов для обеспечения порядка в международных отношениях существенна. Зачастую их решения принимаются на основе фактов, имевших место за рубежом, и подлежат исполнению в иностранном государстве. Судебная практика неуклонно интернационализируется.