logo
Шумилов В

Источники мэп

Источники международного права являются также и источниками МЭП. В МЭП заключаются и применяются двусторонние, многосторонние и универсальные договоры; межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры; уставы международных организаций; конвенции МОТ, регламенты ВОЗ и т. п.; договоры международных организаций с государствами и между собой и т. д.

По объекту регулирования международные договоры в МЭП можно классифицировать с определенной долей условности на группы договоров, регулирующие соответствующие комплексы МЭО:

 договоры по вопросам международной торговли (включая торговлю услугами и правами);

 договоры по вопросам международных финансовых (кредитных, валютных, налоговых и др.) отношений;

 договоры по вопросам международных инвестиционных отношений, в том числе о промышленном и научно-техническом сотрудничестве;

 договоры по вопросам международной экономической помощи;

 договоры по вопросам трансграничного движения рабочей силы.

К наиболее известным многосторонним и/или универсальным источникам МЭП относятся:

 Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации 1994 года;

 Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года;

 Генеральное соглашение по торговле услугами 1994 года;

 международные товарные соглашения (например, Международное соглашение по сахару, Международное соглашение по кофе и др.);

 Конвенция о Кодексе поведения для линейных конференций 1974 года (регулирующая вопросы морских перевозок);

 Конвенция о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю, 1965 года;

 Белградский договор о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами 1988 года.

В качестве источников МЭП следует рассматривать и решения международных организаций. Для международного экономического права важна, например, резолюция ГА ООН «Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой» 1980 года.

В ЮНКТАД в 1964 году были приняты известные «Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию».

В рамках международных организаций велась работа над такими документами, как:

 Кодекс поведения в области передачи технологии; работа над ним была продолжена Конференцией ООН (19801985 гг.) без принятия текста;

 Интегрированная программа для сырьевых товаров (ЮНКТАД-IV, 1976 г.); стержнем Программы можно считать заключенное в 1979 году многостороннее соглашение о создании Общего фонда. Через Общий фонд должны были финансироваться резервные запасы сырьевых товаров, являющихся предметом регулирования международных товарных соглашений.

На основе документов, разработанных Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), приняты:

 Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года;

 Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 года;

 Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 года;

 Арбитражный и Примирительный регламенты ЮНСИТРАЛ 1976 года;

 Типовой закон о международном торговом арбитраже;

 Конвенция о международном переводном и международном простом векселе 1988 года.

На основе документов, разработанных Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА, ЮНИДРУА), приняты, в частности, конвенции:

 о единообразном законе о международной купле-продаже товаров 1964 года;

 о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 года;

 о международном финансовом лизинге 1988 года;

 о международном факторинге 1988 года;

 Кейптаунская конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование 2001 года.

Можно утверждать, что значительную часть МЭП составляют обычные нормы (действующие и формирующиеся, региональные, локальные и универсальные).

В условиях очевидной недостаточности универсального договорного регулирования международная экономическая система, тем не менее, функционирует как слаженный механизм. Недостающие средства международно-правового регулирования  это, безусловно, международные обычаи и неправовые нормы (мягкое право).

Наиболее ярким примером фиксирования и создания обычно-правовых норм МЭП служит Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая резолюцией ГА ООН 3281 (ХХIХ) 12 декабря 1974 года.

При голосовании по Хартии воздержались или проголосовали «против» менее десятка государств, правда в основном это были развитые государства Запада. И в то же время большинство норм Хартии так или иначе в последующий период были реализованы (например, нормы, касающиеся преференций для развивающихся стран) и/или закреплены в договорах, восприняты в приемлемой форме, в том числе западными государствами.

Словом, нормы Хартии «живут» как обычно-правовые нормы, постепенно закрепляясь в договорах, реализуясь в практических действиях государств.

Примером взаимодействия договорных и обычно-правовых норм может служить принцип предоставления специальных прав и преимуществ государствам, не имеющим выхода к морю.

Так, первоначально единичная практика исключения из-под действия принципа наибольшего благоприятствования (ПНБ) таких прав и преимуществ была всего лишь обыкновением.

Позднее обыкновение стало договорно-обычной нормой, которая была зафиксирована в рекомендациях ЮНКТАД в 1964 году и вошла в международные договоры, в частности в Конвенцию о транзитной торговле стран, не имеющих выхода к морю (ст. 10), подписанную в июле 1965 года.

С включением этой нормы в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (ст. 126) данное правило становится не только универсальным, но и императивным, когентным (jus cogens).

Следует также иметь в виду, что решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения национальных судов, односторонние акты и действия государств, правовые доктрины помогают установить существование обычно-правовой нормы, раскрыть содержание норм, оказывают воздействие на процесс их формирования.

Так, в «деле о правах лиц из Соединенных Штатов Америки в Марокко», которое рассматривалось Международным судом ООН (Rec. 1952, p. 192), указывалось, в частности, на роль принципа наибольшего благоприятствования. Отмечалось, что его цель  «установить и постоянно поддерживать между заинтересованными странами полное равноправие без какой-либо дискриминации».

Это означало и означает, что необусловленная клаузула о наиболее благоприятствуемой нации (в отличие от обусловленной) запрещает требовать взаимности от государств-бенефициаров. Иными словами, эти государства ни в коем случае не обязаны предлагать какое-либо ответное эквивалентное возмещение.

Неофициальную кодификацию и унификацию правовых норм в международной экономической системе осуществляет, в частности, Международная торговая палата (создана в 1920 году, находится в Париже).

Палатой были разработаны, в частности, своды правил и обычаев  Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, Международные правила толкования торговых терминов  ИНКОТЕРМС.

В некоторых странах правила ИНКОТЕРМС санкционированы государством: в Испании  применительно к импортным операциям, в Ираке  в отношении всех внешнеторговых договоров. На Украине ИНКОТЕРМС введены законом как обязательные для включения во внешнеторговые договоры.