Дифференциация государств в мэс
В международной экономической системе фактически легализована дифференциация государств субъектов МЭП. Дифференциация произошла по двум критериям:
1) по уровню экономического развития государств;
2) по «степени рыночности» экономики государств.
Дифференциация государств по уровню экономического развития является согласованным на многостороннем уровне отступлением от формального равенства государств.
Юридически в международной экономической системе оно закреплено Частью IV (ст. XXXVIXXXVIII) Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), другими соглашениями «пакета» ВТО, Хартией экономических прав и обязанностей 1974 года, решениями ЮНКТАД, международным обычаем. Целью отступления от формального равенства государств является приближение к равенству фактическому.
Механизмом дифференциации стала международная Общая (Глобальная) система преференций для развивающихся стран. Как известно, использовать институт преференций в качестве средства содействия ускоренному экономическому развитию группы развивающихся стран было рекомендовано в решениях Женевской конференции 1964 года (ЮНКТАД I).
На второй сессии ЮНКТАД в 1968 году была конкретизирована идея установления Общей системы преференций для развивающихся стран (ОСП). Предусматривалось, в частности, что преференции охватят все развивающиеся государства без их дискриминации.
Имелось в виду, что по мере приближения экономического развития того или иного государства к уровню развитых государств такое государство будет лишаться статуса развивающейся страны и, соответственно, преференций.
С самого начала становления системы преференций для развивающихся государств в борьбе за влияние на них столкнулись государственные стратегические интересы ведущих развитых стран, которые стремились:
а) привязать через преференции экономически к своей внутренней экономике максимально возможную часть развивающихся государств, как правило, свои бывшие колонии. В этом смысле общая система преференций стала способом замены политической зависимости в условиях колониального подчинения на экономическую зависимость в условиях юридического суверенитета развивающихся стран;
б) осуществить через систему преференций дифференциацию самих развивающихся стран с тем, чтобы расслоить «центр силы», получивший название «Юг», раздробить сгруппированные интересы развивающихся стран и затем «растащить» блок развивающихся государств в привязке к бывшим метрополиям («Север»).
Вместо единого механизма и стандарта преференций, выработанного на многосторонней основе, развитые страны западного цивилизационного типа превратили этот механизм в систему национальных систем преференций. Каждая страна Запада вводила свою систему преференций по отношению к каждой развивающей стране или группе развивающихся стран.
В 19711978 годах были объявлены и введены национальные системы преференций практически всех развитых стран. В них был заложен дифференцированный подход к развивающимся странам. Национальные системы преференций развитых стран стали инструментом нажима на развивающиеся государства, своего рода «торга», в котором преференции предлагались в обмен на политическую и экономическую лояльность.
Так, например, в соответствии с системой преференций США, основные положения которой отражены в Законе о торговле 1974 года, страна не может пользоваться преференциальным режимом в США, если она:
«является коммунистической страной» (кроме тех случаев, когда ей предоставлен режим наибольшего благоприятствования либо она является членом ГАТТ и др.);
предоставляет преференциальный режим развитым странам, кроме США;
«национализировала, конфисковала или каким-либо иным способом установила контроль над собственностью граждан, корпораций, компаний или ассоциаций США без соответствующей компенсации».
В систему преференций ЕС (тогда Европейского экономического сообщества, ЕЭС), введенную в действие в 1971 году, вошло около 120 развивающихся государств.
В рамках этой системы ЕЭС определило на основе собственных критериев в одностороннем порядке те страны, которые оно считало более конкурентоспособными. Тем самым при становлении системы преференций практически сразу же начался отход от «недискриминационного» применения к дифференцированному применению преференций.
В ходе многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, получивших название «Токио-раунда» (19731979 гг.), было принято решение, по сути легализовавшее расслоение преференций развивающимся странам (так называемая «разрешающая оговорка»).
Интересно, что, учитывая появление в системе правового регулирования МЭО такого «звена», как ОСП, Комиссия международного права ООН в своем Проекте статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации (ст. 23) предусмотрела соответствующее положение.
По Проекту, государство-бенефициар не приобретает в силу клаузулы права на режим, который распространен развитым бенефицирующим государством на третье развивающееся государство на невзаимной основе в рамках схемы общих преференций, установленной этим бенефицирующим государством, которая соответствует Общей системе преференций, признанной международным сообществом государств в целом или в отношении государств членов компетентной международной организации, принятой в соответствии с ее правилами и процедурой.
Что же касается отношений между самими развивающимися странами, то в указанном выше Проекте предусмотрено также (ст. 24) исключение из действия клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации для преференциального режима, распространяемого развивающимся бенефицирующим государством на третье развивающееся государство.
В результате введения в действие международной Общей (Глобальной) системы преференций для развивающихся стран государства субъекты МЭП дифференцируются сегодня по уровню экономического развития на:
экономически развитые страны, которые являются государствами, предоставляющими преференции;
развивающиеся страны (государства пользователи преференций), расслоение которых тоже, в свою очередь, получило или получает определенную международно-правовую легализацию; это расслоение проходит по пути выделения в среде развивающихся государств:
а) «новых индустриальных стран», т. е. наиболее развитых из развивающихся государств (Катар, Кувейт, ОАЭ);
б) наименее развитых из развивающихся государств (самых бедных: Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Непал, Вьетнам всего 50 государств Африки и Азии).
Следствием преференциального режима является то, что большая масса товарных потоков в мировой торговой системе обращается по льготным каналам.
Если в период своего становления система преференций для развивающихся стран служила, скорее, инструментом привязки развивающихся стран к экономике развитых государств, то в эпоху глобализации акценты меняются.
Сегодня Общая система преференций становится инструментом преодоления экономической отсталости развивающихся стран, «подтягивания» их экономического уровня, перестройки МЭО на более справедливой основе.
Вполне оправданно считать международно-правовой институт преференций частью международно-правового института «права экономического развития». Институт преференций и «право экономического развития» являются частью международного экономического права.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики