logo
Шумилов В

Дифференциация государств в мэс

В международной экономической системе фактически легализована дифференциация государств  субъектов МЭП. Дифференциация произошла по двум критериям:

1) по уровню экономического развития государств;

2) по «степени рыночности» экономики государств.

Дифференциация государств по уровню экономического развития является согласованным на многостороннем уровне отступлением от формального равенства государств.

Юридически в международной экономической системе оно закреплено Частью IV (ст. XXXVIXXXVIII) Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), другими соглашениями «пакета» ВТО, Хартией экономических прав и обязанностей 1974 года, решениями ЮНКТАД, международным обычаем. Целью отступления от формального равенства государств является приближение к равенству фактическому.

Механизмом дифференциации стала международная Общая (Глобальная) система преференций для развивающихся стран. Как известно, использовать институт преференций в качестве средства содействия ускоренному экономическому развитию группы развивающихся стран было рекомендовано в решениях Женевской конференции 1964 года (ЮНКТАД  I).

На второй сессии ЮНКТАД в 1968 году была конкретизирована идея установления Общей системы преференций для развивающихся стран (ОСП). Предусматривалось, в частности, что преференции охватят все развивающиеся государства без их дискриминации.

Имелось в виду, что по мере приближения экономического развития того или иного государства к уровню развитых государств такое государство будет лишаться статуса развивающейся страны и, соответственно, преференций.

С самого начала становления системы преференций для развивающихся государств в борьбе за влияние на них столкнулись государственные стратегические интересы ведущих развитых стран, которые стремились:

а) привязать через преференции  экономически  к своей внутренней экономике максимально возможную часть развивающихся государств, как правило, свои бывшие колонии. В этом смысле общая система преференций стала способом замены политической зависимости в условиях колониального подчинения на экономическую зависимость в условиях юридического суверенитета развивающихся стран;

б) осуществить через систему преференций дифференциацию самих развивающихся стран с тем, чтобы расслоить «центр силы», получивший название «Юг», раздробить сгруппированные интересы развивающихся стран и затем «растащить» блок развивающихся государств в привязке к бывшим метрополиям («Север»).

Вместо единого механизма и стандарта преференций, выработанного на многосторонней основе, развитые страны западного цивилизационного типа превратили этот механизм в систему национальных систем преференций. Каждая страна Запада вводила свою систему преференций по отношению к каждой развивающей стране или группе развивающихся стран.

В 19711978 годах были объявлены и введены национальные системы преференций практически всех развитых стран. В них был заложен дифференцированный подход к развивающимся странам. Национальные системы преференций развитых стран стали инструментом нажима на развивающиеся государства, своего рода «торга», в котором преференции предлагались в обмен на политическую и экономическую лояльность.

Так, например, в соответствии с системой преференций США, основные положения которой отражены в Законе о торговле 1974 года, страна не может пользоваться преференциальным режимом в США, если она:

 «является коммунистической страной» (кроме тех случаев, когда ей предоставлен режим наибольшего благоприятствования либо она является членом ГАТТ и др.);

 предоставляет преференциальный режим развитым странам, кроме США;

 «национализировала, конфисковала или каким-либо иным способом установила контроль над собственностью граждан, корпораций, компаний или ассоциаций США без соответствующей компенсации».

В систему преференций ЕС (тогда  Европейского экономического сообщества, ЕЭС), введенную в действие в 1971 году, вошло около 120 развивающихся государств.

В рамках этой системы ЕЭС определило на основе собственных критериев в одностороннем порядке те страны, которые оно считало более конкурентоспособными. Тем самым при становлении системы преференций практически сразу же начался отход от «недискриминационного» применения к дифференцированному применению преференций.

В ходе многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, получивших название «Токио-раунда» (19731979 гг.), было принято решение, по сути легализовавшее расслоение преференций развивающимся странам (так называемая «разрешающая оговорка»).

Интересно, что, учитывая появление в системе правового регулирования МЭО такого «звена», как ОСП, Комиссия международного права ООН в своем Проекте статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации (ст. 23) предусмотрела соответствующее положение.

По Проекту, государство-бенефициар не приобретает в силу клаузулы права на режим, который распространен развитым бенефицирующим государством на третье развивающееся государство на невзаимной основе в рамках схемы общих преференций, установленной этим бенефицирующим государством, которая соответствует Общей системе преференций, признанной международным сообществом государств в целом или в отношении государств  членов компетентной международной организации, принятой в соответствии с ее правилами и процедурой.

Что же касается отношений между самими развивающимися странами, то в указанном выше Проекте предусмотрено также (ст. 24) исключение из действия клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации для преференциального режима, распространяемого развивающимся бенефицирующим государством на третье развивающееся государство.

В результате введения в действие международной Общей (Глобальной) системы преференций для развивающихся стран государства  субъекты МЭП дифференцируются сегодня по уровню экономического развития на:

 экономически развитые страны, которые являются государствами, предоставляющими преференции;

развивающиеся страны (государства  пользователи преференций), расслоение которых тоже, в свою очередь, получило или получает определенную международно-правовую легализацию; это расслоение проходит по пути выделения в среде развивающихся государств:

а) «новых индустриальных стран», т. е. наиболее развитых из развивающихся государств (Катар, Кувейт, ОАЭ);

б) наименее развитых из развивающихся государств (самых бедных: Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Непал, Вьетнам  всего 50 государств Африки и Азии).

Следствием преференциального режима является то, что большая масса товарных потоков в мировой торговой системе обращается по льготным каналам.

Если в период своего становления система преференций для развивающихся стран служила, скорее, инструментом привязки развивающихся стран к экономике развитых государств, то в эпоху глобализации акценты меняются.

Сегодня Общая система преференций становится инструментом преодоления экономической отсталости развивающихся стран, «подтягивания» их экономического уровня, перестройки МЭО на более справедливой основе.

Вполне оправданно считать международно-правовой институт преференций частью международно-правового института «права экономического развития». Институт преференций и «право экономического развития» являются частью международного экономического права.