Внутреннее право и иностранные инвестиции
Международное инвестиционное право часто не прямо регулирует сферу перемещения инвестиций, а опосредованно, задавая рамки внутригосударственному праву, содействуя внедрению в национальные системы права унифицированных норм.
Компетенция государств в том что касается национальных инвестиций на иностранной территории, по существу, сводится к вопросу: запретить или разрешить, стимулировать или ограничить вывоз капитала. Поведение, правила функционирования национальных инвесторов на иностранной территории регулируются иностранным правом, которое и создает соответствующий режим для иностранных инвестиций («принцип территориальности» регулирования инвестиций).
В последние десятилетия ХХ века отмечена тенденция к приданию государствами своему законодательству экстратерриториального действия в отношении национальных инвестиций, национальных инвесторов за рубежом, в частности в области налогообложения их доходов.
Зачастую политика запретов или ограничений национальных инвестиций за рубежом проводится под видом либо в комплексе с запретами, ограничениями на внешнеторговые и/или валютно-финансовые операции.
Внутреннее право многих развитых стран в основном очень либерально в том, что касается регулирования иностранных инвестиций. Эти государства предоставляют максимальную свободу для перемещения инвестиций, устраняя препятствия движению капиталов.
Большинство развитых государств даже не располагают специальным инвестиционным законодательством. Это и понятно: развитым государствам нет нужды «бояться» чужих инвестиций, которые все равно не составят опасной конкуренции «своим предприятиям». И в то же время развитые государства стимулируют инвестиционную экспансию, а в правовой сфере своеобразный интервенционизм: ими принимаются отдельные положения, акты, которые затрагивают, например, инвесторов и инвестиции резидентов за рубежом.
Зачастую перед государствами встает проблема: кто должен защищать инвестора и/или инвестиции? Например, в случае, когда инвестор одного государства вложит средства в юридическое лицо другого государства, а это юридическое лицо осуществляет свою деятельность на территории третьего государства.
Допустим, бельгийские инвесторы вложились в предприятие, образованное по канадскому законодательству, но функционирующее на территории Испании?
Существует международно-правовая норма: режим предприятий и их акционеров определяется государством, на территории которого учреждено предприятие, и, следовательно, вопросы защиты интересов инвесторов-акционеров, возмещения их ущерба должны рассматриваться по законодательству страны учреждения предприятия (в данном случае Канады).
При этом государство регистрации предприятия не становится автоматически гарантом инвестиций, вложенных в предприятие.
Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства.
В случаях проблем с платежным балансом порядок осуществления резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государстве может быть более сложным с переходом от заявительного порядка к разрешительному.
Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении потенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санкций) в ответ на нарушение норм международного права.
В ряде государств как правило, это государства импортеры инвестиций существует разрешительный порядок инвестирования резидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа.
Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.
Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны, оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т. п.
Так, например, Закон США 1934 года запретил передачу иностранным лицам в эксплуатацию теле- и радиостанций. С 1920 года в сферу торгового мореплавания США, а с 1958 года в сферу воздушных перевозок допускались только резиденты США. По Закону 1972 года о шахтах исключительное право в этой сфере также закреплено за резидентами.
Закон об атомной энергии не допускает выдачу лицензий негражданам США на производство и использование атомной энергии и на владение атомными установками. Иностранцы не вправе оформлять страхование или получать гарантии от Корпорации заграничных частных инвестиций (ОПИК), заключать договоры страхования воздушных судов от военных рисков, получать специальные государственные сельскохозяйственные ссуды в случае стихийных бедствий или для семейных ферм.
Закон о федеральных средствах связи запрещает такое объединение телеграфных компаний, в результате которого свыше 20% их акций окажется в собственности иностранцев или под их контролем. Иностранцы в США не вправе владеть более чем 25% долей собственности в воздушном судне либо в каботажных или плавающих во внутренних водах судах.
Без специального разрешения иностранцы не могут приобрести или зафрахтовать суда в период чрезвычайного положения в стране, а также получить контроль над национальным банком либо учредить новый банк. Иностранцы имеют право быть директорами банков только с разрешения Контролера денежного обращения.
Закон 1990 года о прямых иностранных инвестициях предусматривает регулярное рассмотрение Конгрессом США отчетов о деятельности в США предприятий с иностранными инвестициями.
Администрация Президента США традиционно противодействует принятию любого акта, регулирующего иностранные инвестиции в США. Однако в сводный закон о торговле и конкуренции 1988 года была включена поправка Эксона-Флорио, в соответствии с которой Президент США получает полномочия на блокирование объединений и приобретений иностранцами американских предприятий в интересах «национальной безопасности».
Эти полномочия были использованы им, чтобы не допустить приобретения Китаем предприятия, производящего запчасти к самолетам и обладающего соответствующей технологией; приобретения инвесторами из Саудовской Аравии морского порта в США (2006 г.).
По внутригосударственному законодательству в вопросах приема и защиты иностранных инвестиций может применяться стандарт национального режима, т. е. тот же режим, который предоставляется внутренним инвестициям.
Если в отношении иностранных инвестиций применяется более благоприятный режим, чем в отношении национальных, налицо преференциальный режим; если менее благоприятный речь идет о специальном, или «дифференцированном», режиме (наиболее активно практикуется некоторыми странами Андского пакта). Государства вправе применять любой из этих режимов при соблюдении других норм и принципов международного права.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики