Сша как угроза миру
США всегда стремились к созданию силового равновесия в глобальном и региональном масштабах, но к такому равновесию, в котором у США была бы возможность контролировать ситуацию и иметь силовые преимущества.
В принципе, США всегда действовали по логике «Pax Americana» «Американского мира» (или «Мира для Америки»). Конечная цель этой идеологии мировой порядок по рецептам и под контролем США.
При этом средства достижения такой цели приобретают вторичный характер: если нужно, можно сбросить атомную бомбу; когда выгодно использовать концепцию «демократии и прав человека» (естественно, в американском понимании); и во все времена сталкивать противников, чтобы извлекать одностороннюю выгоду.
В 30-х годах ХХ века США видели в СССР противовес Германии на европейском театре военных действий. Как только СССР стал выходить после Второй мировой войны на глобальный уровень политики, США создали ему силовой противовес в форме НАТО и ЕС, с одной стороны, и Японии с другой.
Когда на арену вышел Китай, США попытались «столкнуть» в силовом противостоянии два государства и надолго законсервировать эту ситуацию. После распада СССР США стремятся потенциальную мощь России уравновесить силовым кордоном по ее границам и хроническим противостоянием с бывшими республиками СССР.
США понимают, что мир медленно, но верно движется в сторону от сложившегося (во многом из-за исторического «случая» распада СССР) силового монополизма США к силовому плюрализму.
Существует опасность, что США будут всячески «цепляться» за те преимущества, которые в условиях «многополярности» у них могут исчезнуть цепляться ценой сползания к открытому применению всех видов силового давления.
Из «мирового жандарма» США могут превратиться в главную угрозу миру и безопасности человечества. Не исключено, что когда-нибудь понадобятся механизмы принуждения США к миру.
Правда, в современных условиях военные расходы США равны военным расходам четырех следующих за ними государств, из которых три союзники США (Давыдов Ю. П. «Норма против силы. Проблема мирорегулирования», М., 2002, стр. 234). Приоритет военной силы обеспечен. Имея такой запас прочности, США могут позволить себе перенести акцент в использовании силы на другие способы и направления, например на интеллектуальную сферу.
Способность правящей элиты США предвидеть события, создавать реальные прогнозы и двигаться в соответствии с ними просто удивительны. Еще в 70-х годах ХХ века в США сумели оценить и просчитать значимость проблематики прав человека и в этом свете представить себя (после войны во Вьетнаме) защитником прав народов и гражданских свобод.
Однако США не всесильны, они не могут и не смогут в одиночку и силой справиться со многими глобальными проблемами, например с терроризмом.
Можно посмотреть на роль США в военно-политической системе и по-иному. Они всегда стремились использовать глобальные организационно-правовые структуры (типа Лиги Наций, ООН, МВФ и т. п.) для обеспечения порядка. Любой крупный мировой беспорядок также угрожает интересам США.
В то же время США охотно создавали глобальные структуры и участвовали в них, только если могли контролировать их и управлять через них мировыми делами. Если США видели, что такие структуры сковывают свободу действий, они без сомнений покидали или игнорировали такие образования.
Так было, например, с Международной торговой организацией (МТО), создававшейся в 19471948 годах: США торпедировали ратификацию ее Устава. Так было с Уставом Международного уголовного суда, от подписания которого США отказались.
В XXI веке США перешли к совмещению двух механизмов силы и глобальных структур, дополняя их друг другом: сила становится на службу глобальных структур, а последние «оправдывают» или обосновывают применение силы.
В таких условиях выгодно запретить применение силы всем остальным: применение силы будет санкционироваться только глобальными структурами, а они, в свою очередь, находятся под контролем.
В связи с этим не исключено, что США рано или поздно займут активную позицию против несанкционированного применения силы в мире. И в принципе это отвечает интересам России (притом что борьба государственных интересов продолжится на другом уровне и в других формах).
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики