logo
Шумилов В

Право на самооборону

Исключением из принципа неприменения силы является право государства на самооборону в случае агрессии. При вооруженном нападении государства вправе защищаться всеми имеющимися средствами.

Самооборона может быть:

 индивидуальной;

 коллективной.

О мерах самообороны необходимо известить Совет Безопасности ООН. Самооборона осуществляется до тех пор, пока Совет не примет меры по восстановлению мира.

Понятие «вооруженное нападение» трактуется по-разному. Потерпевшее государство в этом случае самостоятельно определяет факт нападения, а Совет Безопасности должен лишь согласиться с такой оценкой (добиться такого согласия тоже не просто).

Отсутствие критериев «вооруженного нападения», дающего право на самооборону, да и масштабов, форм самообороны  явный пробел в МП.

По этой причине не исключены ситуации злоупотребления правом на самооборону.

Меры самообороны должны быть соизмеримыми. Зачастую развитые государства использовали незначительные инциденты в качестве повода для военных действий, называя их «самообороной». Понятно, что в таких ситуациях инциденты служат лишь поводом для реализации вынашиваемых агрессивных замыслов.

Не исключается применение в порядке самообороны ядерного оружия или угрозы его применения, когда стоит вопрос о выживании, целостности государства. Пока в международном праве нет специальных норм, касающихся правомерности или неправомерности применения ядерного оружия.

Россия без колебаний должна применить ядерное оружие, если все другие меры для отражения агрессии или разрешения кризисной ситуации будут неэффективными. Из этого исходит и Концепция национальной безопасности России.

Коллективная самооборона может состоять из соответствующих мер на основе двусторонних и многосторонних (групповых, блоковых) договоров о взаимной помощи.

Суть договоров заключается во взаимном обязательстве оказывать друг другу помощь в случае вооруженного нападения. Нападение на одно из государств считается нападением на других участников договора.

Помощь в порядке коллективной самообороны должна оказываться лишь в ответ на соответствующую просьбу пострадавшего государства.

Примером двустороннего решения проблемы безопасности может служить соглашение между Кот-д’Ивуаром и Францией. Соглашение предусматривает возможность использования французских Вооруженных сил для защиты этой страны от внешней агрессии. Фактически Франция берет Кот-д’Ивуар под свой «военный зонтик».

В значительной степени подобные соглашения  это продолжение отношений, которые сохранились от колониальной эпохи, своего рода государственное покровительство, охрана «своей зоны интересов».

Под «ядерным зонтиком» США находятся целые континенты и отдельные страны: Европа, Австралия, Канада, Япония, Южная Корея.

Чаще всего коллективная самооборона принимает региональные формы. Устав ООН (глава VII) предусматривает возможность заключения региональных соглашений, создания региональных органов, совершения региональных действий.

Региональные соглашения и органы должны использоваться для разрешения споров и действовать в соответствии с Уставом ООН.

СБ ООН может использовать региональные соглашения и органы для принудительных действий. Самостоятельно прибегать к принуждению они не имеют права (кроме случая коллективной самообороны).

К числу признанных региональных соглашений и органов относятся:

 Организация американских государств (ОАГ);

 Африканский союз;

 Лига арабских государств (ЛАГ);

 Содружество Независимых Государств (СНГ).

На статус региональной организации в смысле главы VII Устава ООН претендует Организация Cевероатлантического договора (НАТО). Вряд ли такой статус можно признать за НАТО, поскольку в нее входят государства, находящиеся на различных континентах.

В мире существуют военные союзы, которые на самом деле региональными организациями не являются и с целями ООН несовместимы.

Наличие военных союзов/блоков на практике подрывает систему коллективной безопасности ООН.

Не случайно развивающиеся страны в рамках Движения неприсоединения сформулировали принципы: неучастие в военных союзах «великих держав»; неучастие в военных соглашениях, заключаемых в контексте конфликтов «великих держав»; недопущение на своей территории иностранных военных баз в том же контексте.

Проблема заключается также и в том, что региональные органы (как они понимаются в статье 53 Устава ООН)  ЛАГ, ОАГ  одновременно представляют собой и военные блоки.

Государства  члены Лиги арабских государств заключили Договор о совместной обороне 1950 года (является дополнением к Пакту ЛАГ). В Уставе ОАГ нашел отражение Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 года.

Получается, что как региональные органы они содействуют целям ООН, а как военные блоки, оборонительные союзы подрывают эти цели.

Не проработана в МП в свете принципа неприменения силы и другая проблема  использование иностранных вооруженных сил на территории государства при его согласии.

К таким случаям относятся:

а) предоставление государством права прохода по своей территории вооруженных сил, действующих под руководством СБ ООН;

б) пребывание на территории государства с его согласия и по решению СБ ООН контингентов сил по поддержанию мира.

Итак, сложившаяся система коллективной безопасности  несовершенна и, как известно, не всегда действует, не всегда эффективна.