Проблема международного терроризма
Одной из причин, вызвавшей к жизни доктрину «превентивной самообороны», явился крупнейший в мировой истории террористический акт, который произошел в США 11 сентября 2001 года.
Международная террористическая организация исламских фундаменталистов организовала захват нескольких пассажирских самолетов. Самолеты были направлены пилотами-смертниками в высотные здания в Нью-Йорке, а также в здание Пентагона. Здания-башни были разрушены, Пентагон поврежден; погибли тысячи людей.
В последовавшие за этим годы мир столкнулся с варварскими и жестокими актами терроризма в Москве, других городах России и зарубежных стран. В 2004 году банда террористов, в которую входили сепаратисты и арабские наемники, захватила школу в российском городе Беслане. В результате трагедии погибли сотни детей и их родителей.
Терроризм превратился в идеологию, стал чуть ли не повседневной практикой многих международных организаций, которые финансируются, снабжаются оружием и поддерживаются отдельными государствами. Многие такие организации находились на содержании США.
Не случайно во многих странах политику США называют «государственным терроризмом». Избранный в 2005 году Президент Боливии заявил, что военная интервенция, которую США провели в Ираке, «является государственным терроризмом» («Коммерсантъ», 22.12.2005).
Под терроризмом понимается общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств, их представителей, затрудняющее осуществление международных контактов, транспортных связей, дезорганизующее деятельность государственных органов.
В «Стратегии США в области национальной безопасности» (принята в сентябре 2002 г.) было дано следующее определение терроризма: «…заранее обдуманные, продиктованные политическими мотивами насильственные действия, совершенные против ни в чем не повинных людей».
Государства давно ведут борьбу с международным терроризмом, в частности, в рамках многосторонних договоров: Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года, Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года.
В 1937 году СССР подписал Международную конвенцию по предотвращению и наказанию актов терроризма (не вступила в силу).
В 1972 году ГА ООН учредила Специальный комитет ООН по международному терроризму. В одном из докладов Специального комитета к причинам терроризма были отнесены: колониализм, расизм, политика апартеида и геноцида, фашизм, агрессия.
Следует добавить, что терроризм подпитывается религиозной нетерпимостью, недостатком образования лидеров и исполнителей, холодным расчетом на достижение целей любыми средствами, идеологическим неприятием прав человека, пренебрежением к человеческой жизни. Терроризм несовместим с моралью и справедливостью.
Терроризм стал не только частью политики, но и бизнесом. У террористов зачастую оказывается особо опасное оружие, например переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). В последние годы зафиксировано около 30 попыток обстрела ими гражданских самолетов в разных странах; погибли сотни человек. Оружие поступало по тайным каналам из Болгарии, Грузии. Есть опасность, что террористы могут завладеть ядерным оружием.
В 1984 году ГА ООН по инициативе СССР приняла резолюцию «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах». В резолюции осуждались методы вооруженного вмешательства, оккупации, насильственного изменения общественно-политического строя государств, дестабилизации и свержения правительств.
В резолюциях Совета Безопасности ООН №№ 1368 и 1373 от 12 и 28 сентября 2001 года масштабные террористические акты с применением оружия, которые подготовлены или осуществлены с территории другого государства или при его содействии, приравниваются к вооруженному нападению со стороны этого государства. В резолюциях упоминается право на самооборону.
Усиление мирового терроризма вынуждает государства искать соответствующие средства борьбы с ним. Так, в резолюции Совета Безопасности № 1456 (январь 2003 г.), посвященной борьбе с терроризмом, отмечалось: «Все государства должны принять срочные меры для предотвращения и подавления любой активной и пассивной поддержки терроризма…» (п. 1), «помогать друг другу… в наказании актов терроризма, где бы они ни происходили» (п. 2).
США и некоторые другие государства заявили, что будут уничтожать базы террористов, где бы они ни находились.
Проблема возросшей опасности терроризма получила отражение и во внутреннем праве многих государств. Соединенные Штаты в 2002 году ввели в действие антитеррористический закон под названием «Объединение и усиление Америки посредством создания соответствующих механизмов, необходимых для перехвата и препятствования терроризму» (известен как «Патриотический акт»).
Этим законом были расширены полномочия органов исполнительной власти, спецслужб в центре и на местах в сфере контроля за частной жизнью граждан.
Закон предусмотрел, в частности, право государства прослушивать без санкции суда телефонные разговоры и отслеживать электронную переписку лиц, подозреваемых в терроризме, проводить обыски в домах и офисах, а также упрощенные меры по проведению расследований и по борьбе с финансированием терроризма.
Законы о борьбе с терроризмом были приняты или усилены и в европейских странах. Так, в декабре 2005 года во Франции был принят закон, который ужесточил меры наказания за совершение и подготовку террористических актов, увеличил сроки задержания лиц, подозреваемых в террористических действиях, расширил возможности для спецслужб контролировать гражданское общество и иммиграционные потоки (телефонные переговоры, переписку), ввел практику видеонаблюдения за всеми общественными местами.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики