logo
Шумилов В

Защита инвестиций и инвестиционные гарантии

Под защитой инвестиций понимается недопущение попыток со стороны государственных органов (публичной власти) помешать существованию, функционированию инвестиций, в том числе путем экспроприации/национализации инвестиций.

Первоначальная позиция развитых государств (в период международного права «цивилизованных народов») состояла в том, что недопустимо наносить ущерб имуществу иностранцев.

Однако после экспроприации/национализации иностранной собственности в Советской России, Мексике, странах Центральной и Восточной Европы по завершении Второй мировой войны, в развивающихся странах  после деколонизации было признано, что государства вправе принимать определенные меры в связи с иностранной собственностью.

Сами по себе эти меры не противоречат международному праву, однако должны быть соблюдены некоторые условия:

 принимаемые меры не должны носить дискриминационного характера (в том числе по сравнению с действиями в отношении национальных инвесторов);

 принимаемые меры не должны носить конфискационного характера, в противном случае они должны сопровождаться адекватной компенсацией.

В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года (ст. 2, п. 2с) зафиксировано право государств национализировать, экспроприировать, передавать иностранную собственность при соответствующей компенсации.

Средствами внутригосударственного права решаются вопросы не только приема и защиты инвестиций, но и гарантий инвестициям. Проблемами гарантий озабочены преимущественно государства национальной принадлежности инвестиций (экспортеры инвестиций), а не государства их размещения (импортеры инвестиций).

Гарантии предоставляются организациями, органами, которые берут на себя финансовые последствия по некоторым видам рисков, в основном по рискам политического характера: от национализации/экспроприации, от ограничений и запретов на конвертацию, перевод финансовых средств, от риска внутренних беспорядков, военных действий, от одностороннего прекращения инвестиционного договора принимающим государством.

Реализуется система гарантий путем заключения гарантийного договора между инвестором и уполномоченной организацией государства-инвестора в соответствии с их национальным законодательством. Как правило, это становится возможным, если между государством инвестора и государством, принимающим инвестиции, существует двусторонний договор о защите инвестиций.

В предусмотренных страховых случаях предприятие-инвестор получает от страховой организации своего государства за счет государственной казны оговоренное возмещение. После этого, в силу принципа суброгации (т. е. перехода права требования компенсации ущерба от частного инвестора к государству-экспортеру), государство-экспортер принимает меры на межгосударственном уровне по возврату сумм компенсации в государственную казну от государства-импортера.

Таким образом, инвестиционный климат складывается из нескольких составляющих:

 режима приема и защиты инвестиций на территории государства-импортера;

 режима гарантий инвестициям, который обеспечивается государством-экспортером;

 международно-правового инвестиционного режима.

Через создание Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ) произошла своего рода «интернационализация» вопроса о гарантиях инвестиций. В настоящее время, как представляется, создаются предпосылки для «интернационализации» вопроса о режиме приема и защиты инвестиций.

Следовательно, в международном инвестиционном праве налицо тенденция к переходу на многостороннее  универсальное  правовое регулирование МИО по расширяющемуся кругу вопросов. По мере такого перехода происходит наращивание императивных свойств основных принципов, задействованных в механизм регулирования.