Региональные и межрегиональные финансовые организации
Во второй половине ХХ века стали возникать региональные и межрегиональные международные банки.
Значительное их число учреждалось развивающимися странами для того, чтобы противостоять в МФС крупным банкам развитых западных стран.
Так, в 1964 году был основан Арабо-Африканский международный банк; в 1978 году приступил к работе Арабо-Латиноамериканский банк.
Такие банки создавались и функционируют, как правило, в форме акционерных обществ, однако долями в уставном капитале банков владеют государства-участники. Эти банки выполняют все функции коммерческого банка.
Кроме международных банков широкого профиля, зачастую создаются специализированные международные банки, например банки, призванные кредитовать внешнеторговые операции между странами-участницами. К таким международным финансовым организациям можно отнести Африканский экспортно-импортный банк, Латиноамериканский экспортный банк.
Особую систему составляют многосторонние банки развития. Они создавались и функционируют как межгосударственные инвестиционные институты. Их задача кредитовать проекты в развивающихся странах соответствующего региона. Считается, что банки через кредитно-финансовый механизм стимулируют региональную интеграцию.
Первоначально были созданы три банка: Межамериканский банк развития, Азиатский банк развития и Африканский банк развития. Со временем сеть подобных банков разрослась. Сегодня в ряду региональных (межрегиональных) банков развития находятся, в частности:
Арабский банк экономического развития Африки;
Банк развития государств Центральной Африки;
Западноафриканский банк развития;
Исламский банк развития;
Карибский банк развития и др.
В состав региональных/межрегиональных международных банков развития входят не только государства региона, но и внерегиональные страны, как правило из числа развитых. Отдельные развитые государства являются и крупными пайщиками банков, и крупными кредиторами их.
Банки размещают облигации и другие ценные бумаги на фондовых рынках развитых стран и аккумулируют в своих руках финансовые ресурсы, которые направляются в развитие региона. Тем самым банки работают как инструменты экспорта капитала (в финансовой форме) из развитых стран в развивающиеся.
Международные банки развития предстают как механизмы «состыковки» государственных интересов развитых и развивающихся стран: развивающимся странам необходимы финансовые ресурсы для развития в этом их государственный интерес, а развитым странам нужны сферы приложения для временно свободных капиталов, нужен гарантированный экспорт товаров, нужны дополнительные экономические пространства в этом их государственный интерес.
С одной стороны, банки «перекачивают» финансовые ресурсы в регионы, а с другой усиливают финансовую зависимость региона от развитых стран.
С одной стороны, банки гарантируют возврат средств по облигациям частным инвесторам, а с другой наращивают объемы непогашенной задолженности, т. е. «затягивают долговую петлю», в которой оказался развивающийся мир.
К тому же на привлеченные средства банков зачастую оплачиваются инвестиционные товары из развитых стран, тем самым гарантируется устойчивый экспорт оттуда и приток финансовых средств в оплату за эти товары.
Запад таким образом возвращает средства, которые вложил в банки, в помощь и т. п., да еще и поддерживает свое производство и осуществляет контроль инвестиционных проектов в развивающихся странах. Система международного разделения труда развивается по сценарию государств западного цивилизационного типа.
По мере того как суммы задолженности, лежащей на развивающихся странах порознь и в совокупности, возмещаются развитому миру, Запад постепенно списывает части долгов перед ним. Понятно, что такой международный финансовый правопорядок не может считаться моральным и справедливым.
В конечном итоге подобные международные механизмы, по-видимому, приведут к улучшению уровня жизни регионов, но навсегда финансово-экономически привяжут эти регионы к развитым странам. Это и есть экспансия. Ее цель свободное мировое экономическое пространство при господстве государств западного цивилизационного типа.
Впрочем, если считать развитые западные государства представителями интересов всего человечества, то, может быть, это и неплохо.
Наряду с международными банками развития, существует много международных фондов развития. В основном такие фонды создавались и функционируют под эгидой и в рамках международных банков развития.
Так, в 1972 году между Африканским банком развития, с одной стороны, и группой нерегиональных, преимущественно развитых, государств с другой, было заключено Соглашение о создании Африканского фонда развития.
Кроме того, в МФС функционируют также многосторонние региональные и межрегиональные валютные фонды. Примером может служить Арабский валютный фонд (АВФ), созданный специальным Соглашением 1976 года.
Их задача выравнивать платежные балансы стран-участниц путем предоставления кредитов; содействовать стабилизации курсов валют и их конвертируемости; развивать экономическую интеграцию, финансовые рынки задействованных стран и т. п.
Крупнейшим межгосударственным фондом является Фонд ОПЕК для международного развития со штаб-квартирой в Вене. Фонд начал операции в 1976 году. Задача Фонда финансировать беспроцентными кредитами дефициты платежных балансов развивающихся стран импортеров нефти (в случаях, когда цены на нефть повышаются).
Еще одна типичная группа международных финансовых организаций сориентирована на финансовое обеспечение инвестиционных мер, на участие в международной инвестиционной системе. Это разнообразные международные инвестиционные банки, фонды, корпорации.
Примерами могут служить: Северный инвестиционный банк, Карибский инвестиционный фонд, Межамериканская инвестиционная корпорация и др.
ЕБРР
В мае 1990 года представители государств ЕС, стран Центральной и Восточной Европы, включая СССР, Европейского инвестиционного банка, нерегиональных государств (Египта, Израиля, Корейской Республики, Марокко и др.) заключили Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития со штаб-квартирой в Лондоне. В апреле 1991 года началась деятельность ЕБРР. Членами ЕБРР являются более 60 государств.
Целями ЕБРР были объявлены помощь странам Центральной и Восточной Европы в преобразовании экономики, содействие экономическим реформам, ориентированным на рынок, поощрение предпринимательской деятельности, преобразование сельского хозяйства, развитие инфрастуктуры и т. п. ЕБРР сочетает в себе черты коммерческого банка и банка развития.
Из статьи 1 Соглашения следует, что цель Банка «вносить вклад в экономический прогресс и реконструкцию» тех стран, которые «привержены принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики». Тем самым юридически закреплены политические условия финансовой помощи и содействия со стороны международной финансовой организации. Естественно, что государства и организации, контролирующие деятельность ЕБРР, преследуют свои государственные интересы.
Система управления ЕБРР состоит из Совета управляющих, Совета директоров, Президента и вице-президента (или вице-президентов). Каждый член Банка представлен в Совете управляющих своим управляющим и его заместителем.
От размера доли в уставном капитале зависит число голосов, которым страна располагает для принятия решений в ЕБРР. Простые решения принимаются большинством, важнейшие решения при 85% голосов.
В России ЕБРР осуществляет ряд проектов, активно входит в российский банковский сектор и скупает доли российских банков.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики