logo
Шумилов В

Региональные и межрегиональные финансовые организации

Во второй половине ХХ века стали возникать региональные и межрегиональные международные банки.

Значительное их число учреждалось развивающимися странами для того, чтобы противостоять в МФС крупным банкам развитых западных стран.

Так, в 1964 году был основан Арабо-Африканский международный банк; в 1978 году приступил к работе Арабо-Латиноамериканский банк.

Такие банки создавались и функционируют, как правило, в форме акционерных обществ, однако долями в уставном капитале банков владеют государства-участники. Эти банки выполняют все функции коммерческого банка.

Кроме международных банков широкого профиля, зачастую создаются специализированные международные банки, например банки, призванные кредитовать внешнеторговые операции между странами-участницами. К таким международным финансовым организациям можно отнести Африканский экспортно-импортный банк, Латиноамериканский экспортный банк.

Особую систему составляют многосторонние банки развития. Они создавались и функционируют как межгосударственные инвестиционные институты. Их задача  кредитовать проекты в развивающихся странах соответствующего региона. Считается, что банки через кредитно-финансовый механизм стимулируют региональную интеграцию.

Первоначально были созданы три банка: Межамериканский банк развития, Азиатский банк развития и Африканский банк развития. Со временем сеть подобных банков разрослась. Сегодня в ряду региональных (межрегиональных) банков развития находятся, в частности:

 Арабский банк экономического развития Африки;

 Банк развития государств Центральной Африки;

 Западноафриканский банк развития;

 Исламский банк развития;

 Карибский банк развития и др.

В состав региональных/межрегиональных международных банков развития входят не только государства региона, но и внерегиональные страны, как правило из числа развитых. Отдельные развитые государства являются и крупными пайщиками банков, и крупными кредиторами их.

Банки размещают облигации и другие ценные бумаги на фондовых рынках развитых стран и аккумулируют в своих руках финансовые ресурсы, которые направляются в развитие региона. Тем самым банки работают как инструменты экспорта капитала (в финансовой форме) из развитых стран в развивающиеся.

Международные банки развития предстают как механизмы «состыковки» государственных интересов развитых и развивающихся стран: развивающимся странам необходимы финансовые ресурсы для развития  в этом их государственный интерес, а развитым странам нужны сферы приложения для временно свободных капиталов, нужен гарантированный экспорт товаров, нужны дополнительные экономические пространства  в этом их государственный интерес.

С одной стороны, банки «перекачивают» финансовые ресурсы в регионы, а с другой  усиливают финансовую зависимость региона от развитых стран.

С одной стороны, банки гарантируют возврат средств по облигациям частным инвесторам, а с другой  наращивают объемы непогашенной задолженности, т. е. «затягивают долговую петлю», в которой оказался развивающийся мир.

К тому же на привлеченные средства банков зачастую оплачиваются инвестиционные товары из развитых стран, тем самым гарантируется устойчивый экспорт оттуда и приток финансовых средств в оплату за эти товары.

Запад таким образом возвращает средства, которые вложил в банки, в помощь и т. п., да еще и поддерживает свое производство и осуществляет контроль инвестиционных проектов в развивающихся странах. Система международного разделения труда развивается по сценарию государств западного цивилизационного типа.

По мере того как суммы задолженности, лежащей на развивающихся странах  порознь и в совокупности,  возмещаются развитому миру, Запад постепенно списывает части долгов перед ним. Понятно, что такой международный финансовый правопорядок не может считаться моральным и справедливым.

В конечном итоге подобные международные механизмы, по-видимому, приведут к улучшению уровня жизни регионов, но навсегда финансово-экономически привяжут эти регионы к развитым странам. Это и есть экспансия. Ее цель  свободное мировое экономическое пространство при господстве государств западного цивилизационного типа.

Впрочем, если считать развитые западные государства представителями интересов всего человечества, то, может быть, это и неплохо.

Наряду с международными банками развития, существует много международных фондов развития. В основном такие фонды создавались и функционируют под эгидой и в рамках международных банков развития.

Так, в 1972 году между Африканским банком развития, с одной стороны, и группой нерегиональных, преимущественно развитых, государств  с другой, было заключено Соглашение о создании Африканского фонда развития.

Кроме того, в МФС функционируют также многосторонние региональные и межрегиональные валютные фонды. Примером может служить Арабский валютный фонд (АВФ), созданный специальным Соглашением 1976 года.

Их задача  выравнивать платежные балансы стран-участниц путем предоставления кредитов; содействовать стабилизации курсов валют и их конвертируемости; развивать экономическую интеграцию, финансовые рынки задействованных стран и т. п.

Крупнейшим межгосударственным фондом является Фонд ОПЕК для международного развития со штаб-квартирой в Вене. Фонд начал операции в 1976 году. Задача Фонда  финансировать беспроцентными кредитами дефициты платежных балансов развивающихся стран  импортеров нефти (в случаях, когда цены на нефть повышаются).

Еще одна типичная группа международных финансовых организаций сориентирована на финансовое обеспечение инвестиционных мер, на участие в международной инвестиционной системе. Это разнообразные международные инвестиционные банки, фонды, корпорации.

Примерами могут служить: Северный инвестиционный банк, Карибский инвестиционный фонд, Межамериканская инвестиционная корпорация и др.

ЕБРР

В мае 1990 года представители государств ЕС, стран Центральной и Восточной Европы, включая СССР, Европейского инвестиционного банка, нерегиональных государств (Египта, Израиля, Корейской Республики, Марокко и др.) заключили Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития со штаб-квартирой в Лондоне. В апреле 1991 года началась деятельность ЕБРР. Членами ЕБРР являются более 60 государств.

Целями ЕБРР были объявлены помощь странам Центральной и Восточной Европы в преобразовании экономики, содействие экономическим реформам, ориентированным на рынок, поощрение предпринимательской деятельности, преобразование сельского хозяйства, развитие инфрастуктуры и т. п. ЕБРР сочетает в себе черты коммерческого банка и банка развития.

Из статьи 1 Соглашения следует, что цель Банка  «вносить вклад в экономический прогресс и реконструкцию» тех стран, которые «привержены принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики». Тем самым юридически закреплены политические условия финансовой помощи и содействия со стороны международной финансовой организации. Естественно, что государства и организации, контролирующие деятельность ЕБРР, преследуют свои государственные интересы.

Система управления ЕБРР состоит из Совета управляющих, Совета директоров, Президента и вице-президента (или вице-президентов). Каждый член Банка представлен в Совете управляющих своим управляющим и его заместителем.

От размера доли в уставном капитале зависит число голосов, которым страна располагает для принятия решений в ЕБРР. Простые решения принимаются большинством, важнейшие решения  при 85% голосов.

В России ЕБРР осуществляет ряд проектов, активно входит в российский банковский сектор и скупает доли российских банков.