Нато и принцип неприменения силы
Следует также иметь в виду, что на применение силы нацелена и Организация Североатлантического договора (НАТО), военно-политический союз европейских стран и США. Один из недавних актов применения силы со стороны НАТО агрессия против Югославии.
НАТО была создана по инициативе США на основе Вашингтонского договора 1949 года. Основной ее целью являлось сдерживание СССР, который считался главным противником.
Нападение на любого члена НАТО рассматривается как нападение на всех участников. Стороны обязались не принимать на себя никаких международных обязательств, которые противоречат Договору.
Главными органами НАТО являются: Совет НАТО, Комитет планирования обороны. Штаб-квартира находится в Брюсселе.
Изначально противостоял НАТО в международной военно-политической системе другой союз Организация Варшавского договора. Эта Организация объединяла под эгидой Советского Союза ряд стран Восточной Европы.
После прекращения деятельности Организации Варшавского договора (1991 г.) НАТО стала расширяться за счет его бывших участников и республик СССР. Россия неоднократно выражала беспокойство по поводу расширения НАТО на восток, поскольку это создает реальную угрозу нашей стране.
О своем стремлении в НАТО заявили Украина, Грузия. В 1997 году была подписана Хартия об особом партнерстве между НАТО и Украиной.
Таким образом, НАТО как ударная военно-политическая сила государств западного цивилизационного типа приблизилась вплотную к границам России и стремится охватить Россию по периметру государственной границы в максимально возможной степени.
Активную роль в экспансии НАТО играют США, которые дополняют военные возможности блока своим военным потенциалом, создавая базы в сопредельных государствах, поближе к границам России, прежде всего в азиатской части мира.
У России есть две альтернативы: либо наращивать взаимодействие и сотрудничество с НАТО, либо создавать блоки и коалиции с другими странами в противостоянии НАТО.
В 1954 году Советский Союз, с тем чтобы снять напряжение, выразил готовность вступить в НАТО; предложение было отклонено. В 1991 году Россия и НАТО приняли совместную программу «Партнерство ради мира» с целью координировать усилия по урегулированию споров, поддержанию мира.
В 1997 году стороны приняли Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора, а также создали Совместный постоянный совет Россия НАТО (Совместный совет). Россия учредила при НАТО постоянное представительство.
Данный акт явился документом политическим, а не юридическим; включал политические обязательства.
В Основополагающем акте были определены основы отношений с расчетом на долговременное партнерство, включая цели и механизмы совместных действий, совместного принятия решений. Стороны при этом получали равный голос, хотя в то же время сохраняли свободу действий, если совместных решений достигнуть не удастся.
Если участник Основополагающего акта усматривал угрозу своей безопасности, то незамедлительно включался механизм консультаций в Совместном совете.
В качестве сфер совместной деятельности по поддержанию международного мира и безопасности фигурировали, в частности: терроризм, территориальные споры, распространение оружия массового уничтожения, национализм и проблемы национальных меньшинств.
НАТО, согласно Основополагающему акту, должна была усилить политическую составляющую своей деятельности, сократить вооруженные силы. В Акте содержалось обязательство НАТО не развертывать ядерное оружие на территории новых членов.
Особое внимание было уделено роли Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) как основному механизму превентивных мер.
В 1999 году НАТО совершило международное преступление, начав бомбардировки Югославии без решения Совета Безопасности ООН. Это было прямым нарушением принципа неприменения силы. Тех, кто принимал политические решения и отдавал приказы о бомбардировках, должен ждать международный суд. Россия в ответ на это приостановила действие Основополагающего акта.
В мае 2002 года на встрече в верхах была подписана Декларация «Отношения Россия НАТО: новое качество», на основе которой учрежден Совет Россия НАТО.
Совет служит механизмом для консультаций, выработки консенсуса, сотрудничества, совместных решений и действий по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе.
Определены области сотрудничества: борьба против терроризма, разработка концепции совместных миротворческих операций, противодействие распространению оружия массового уничтожения, контроль над вооружениями, сотрудничество в сфере военных реформ, обмен информацией в случае стихийных бедствий.
Участники НАТО постарались придать Североатлантическому договору характер регионального соглашения, как это предусмотрено в Уставе ООН. В Договоре подтверждена верность целям и принципам ООН.
Однако ни по составу участников, ни по территориальному охвату действий НАТО фактически признать региональной организацией нельзя. В НАТО, помимо европейских стран, входят США, Канада, Турция. В НАТО в разное время обсуждалась проблематика Суэцкого вопроса, положения в Индонезии, на Ближнем Востоке, в Индокитае, странах Африки.
Это означает, что на практике НАТО является глобальной организацией, реально и потенциально готовой стать мировым военно-политическим жандармом в тех случаях, в которых США не будут справляться с этой ролью в одиночку.
Следует иметь в виду, что ЕС пытается создавать собственные, назависимые от США и НАТО, вооруженные силы.
В 1999 году в ЕС приняли решение о формировании корпуса быстрого реагирования для выполнения гуманитарных операций и операций по поддержанию мира, в том числе за пределами региона.
Можно сделать вывод: устойчивый международный правопорядок отвечает интересам всех ведущих стран; этот порядок обеспечивается военной и невоенными видами силы; применение силы обусловливается необходимостью развитых государств западного цивилизационного типа.
Россию такой порядок устроит, если будет справедливым и основанным на общепризнанных принципах МП. Россия при этом должна сохранять возможность применения всех видов силы военной и невоенной.
Фактор силы должен уступать место равноправной координации государственных интересов всех центров силы и цивилизационных центров с последующим закреплением баланса нормами МП. Многие из этих норм будут направлены на дальнейшую конкретизацию и развитие принципа неприменения силы.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики