Многостороннее регулирование в мис
В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года зафиксированы следующие принципы: каждое государство имеет право «регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям».
Тенденция к унификации внутригосударственных инвестиционных режимов, к международно-правовой универсализации правил приема и защиты иностранных инвестиций находит свое проявление в создании различных национальных и многосторонних «кодексов поведения» и аналогичных актов.
Кодекс либерализации движения капиталов был принят в свое время решением Совета ОЭСР. Он является обязательным для государств-членов, состоит из трех частей: обязательства государств-членов, в частности не вводить новых ограничений на передвижения капиталов; порядок нотификации в случаях применения ограничительных мер (по соображениям безопасности, в связи с трудностями с платежными балансами и т. п.); перечень инвестиционных операций, подлежащих либерализации.
В 1992 году МБРР принял «Руководящие принципы в отношении режима иностранных инвестиций». В рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 1994 году был принят «Добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций, в котором сформулированы, в частности, следующие принципы:
недискриминационный подход к странам-донорам;
национальный режим для иностранных инвесторов;
минимизация ограничений;
недопустимость экспроприации без компенсации;
обеспечение регистрации и конвертируемости;
устранение барьеров при вывозе капитала;
избежание двойного налогообложения;
соблюдение инвестором норм и правил страны пребывания;
обеспечение въезда-выезда иностранному персоналу;
разрешение споров путем переговоров либо через арбитраж.
Кодекс АТЭС, по мнению специалистов, может быть использован в будущем для разработки универсального международно-правового режима МИО.
Общая тенденция развития МИС либерализация внутригосударственных правовых режимов в части приема и размещения иностранных инвестиций (что не означает устранения учета и контроля за перемещением инвестиций).
Пока не существует единого универсального международно-правового акта по вопросам регулирования МИО. Вместе с тем попытки создания такого акта имели место.
Под эгидой ОЭСР в 90-е годы ХХ века несколько лет шла разработка Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ), имевшая целью кодификацию и развитие международного инвестиционного права. Фактически речь шла о подготовке к переключению на многостороннее-межрегиональное, а на практике в перспективе универсальное регулирование частного сектора международного инвестиционного рынка.
Это было бы событием, сопоставимым с учреждением ВТО. Впрочем, в ходе переговоров в «право МСИ» закладывались стратегические интересы основных развитых государств главных импортеров и экспортеров капитала. В 1998 году работа над проектом из-за серьезных разногласий между участниками переговоров была остановлена.
В содержание проекта многостороннего соглашения по инвестициям закладывались три основных аспекта:
1) нормы, касающиеся допуска, приема иностранных инвестиций во внутреннюю экономику;
2) нормы о правовом режиме в отношении иностранных инвестиций и инвесторов на стадии после допуска, «учреждения» («поселения») во внутренней экономке;
3) нормы о либерализации правового режима в отношении иностранных инвестиций (в частности, путем постепенной ликвидации исключений из национального режима).
Проект Соглашения предусматривал применение к режиму инвестиций двух «принципов-стандартов»: принципа предоставления национального режима и принципа наибольшего благоприятствования в зависимости от того, какой из них наиболее благоприятный. Это еще один характерный пример взаимного переплетения двух принципов. Такое переплетение будет определять последующее развитие всей международной инвестиционной системы.
Применительно к защите инвестиций в проекте предусматривался принцип «справедливого и равного режима».
Отдельные аспекты МИО были интернационализированы ранее. Речь идет, например, о Соглашении о МВФ, в соответствии с которым государства вправе контролировать и регулировать международное движение капиталов (но так, чтобы это не ограничивало платежи по текущим контрактам).
В 1965 году была заключена Вашингтонская конвенция (вступила в силу в октябре 1966 года) о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами. В соответствии с ней под эгидой МБРР был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и лицами других государств. В Конвенции участвуют более 100 государств. Россия подписала ее в 1992 году.
Конвенция предлагает включать в международные инвестиционные соглашения единообразные правила по ряду вопросов взаимоотношений государств-участников, Центра и частных инвесторов. Инвестор, не согласившийся подчиниться юрисдикции Центра, лишается дипломатической защиты со стороны своего государства.
В октябре 1985 года была принята Сеульская конвенция, учредившая Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций со штаб-квартирой в Вашингтоне, ставшее филиалом МБРР (конвенция вошла в силу в апреле 1988 года после ратификации 21 государством и внесения средств в размере не менее 1/3 уставного капитала).
Между Агентством и государствами-членами, размещающими инвестиции, заключаются соглашения о защите и гарантиях инвестиций. Страхованию подлежат политические риски: случаи одностороннего ограничения принимающим государством возможности репатриации инвестиций и доходов от них, экспроприации, одностороннего прекращения государством-импортером договора с иностранным инвестором, военные действия и гражданские беспорядки в стране размещения инвестиций, включая восстания и революции. Не подлежат страхованию риски девальвации и обесценения.
Административный совет утверждает общие и специальные правила предоставления гарантий. Материализуется система гарантий путем заключения договора между Агентством и инвестором на основе типового контракта.
В 1994 году Правительство РФ подписало с Агентством Соглашение о правовой защите иностранных капиталовложений, гарантированных Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций, и Соглашение об использовании Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций валюты Российской Федерации.
В рамках ВТО действует Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (применительно к нему используется аббревиатура «ТРИМС»).
Соглашение запрещает государствам использовать меры торговой политики, оказывающие отрицательное влияние на иностранные инвестиции, противоречащие принципу национального режима и принципу запрещения количественных ограничений, в частности такие, как:
требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом использовало в порядке, предписанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей национальной продукции (внутреннее количественное ограничение);
требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом покупало импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции;
требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции.
Соглашение предусматривает, что все подобные меры должны быть устранены в течение двух лет с даты вступления Соглашения в силу (для развивающихся стран в течение 5 лет).
Фактически данное Соглашение является основой для дальнейшего развития правовых норм, регулирующих режим размещения прямых иностранных инвестиций.
Многостороннее регулирование рынка инвестиций широко используется на региональном и межрегиональном уровнях.
Свобода движения капиталов, устранение препятствий движению капиталов не только между резидентами стран-участниц, но и в отношениях с резидентами третьих стран была предусмотрена основополагающим актом ЕС Римским договором 1957 года.
В течение трех лет с даты вступления в силу Римского договора государства были обязаны предоставить национальный режим на своей территории резидентам других государств ЕЭС в том что касается участия в акционерном капитале предприятий (ст. 221).
Запад пытается ускоренными темпами перевести на многостороннее регулирование инвестирование отдельных секторов МИС. Речь прежде всего идет о Европейской Энергетической хартии 1991 года проекте проникновения в восточную энергетическую сферу.
Одна из идей направить европейские инвестиции в узкий сектор России и Восточной Европы, который прежде всего интересует Европу, открыть его для экспансии. Тем самым российский энергетический сектор (нефтяная и газовая отрасли) экономики такими инвестициями навеки «привязываются» к экономике Европы, становятся ее придатком. Это еще одно свидетельство того, как в правовых нормах воплощается эгоистический государственный интерес Запада. При этом в Европе вовсе не ждут российских инвестиций.
Понятно, что международно-правовой режим Хартии должен строиться на основе принципа взаимности создании общих правовых рамок как для движения западных инвестиций на Восток, так и для движения восточных инвестиций на Запад. В этом смысле содержание Хартии должно меняться, России следует требовать материальной взаимности.
В 1994 году был подписан Договор к Энергетической хартии. Договором предусмотрено взаимное предоставление государствами-участниками национального режима как на фазе учреждения инвестиций, так и после нее.
Возможно, России не следовало бы спешить с «переключением» вопроса о международном энергетическом секторе на многосторонний (универсальный) уровень. Как ведущая энергетическая держава Россия могла бы многие вопросы решать в одностороннем порядке, а не делиться возможностями регулирования с государствами западного цивилизационного типа. Они в таких случаях никогда не спешат «отдавать» подобные вопросы на многостороннее регулирование.
Примером региональной системы защиты инвестиций может служить Межарабская компания по гарантиям инвестиций со штаб-квартирой в Кувейте. Она была учреждена арабскими государствами соответствующей международной конвенцией, вошедшей в силу в 1974 году с первоначальным сроком действия в 30 лет.
В Андской (Картахенской) группе был принят Единый инвестиционный кодекс, в котором предусмотрен общий порядок получения разрешений на осуществление инвестиций, определены отрасли экономики, закрытые для иностранных инвестиций, создан институциональный механизм для согласованной инвестиционной политики.
В рамках СНГ в 1993 году было заключено Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики