logo
Шумилов В

Многостороннее регулирование в мис

В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года зафиксированы следующие принципы: каждое государство имеет право «регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям».

Тенденция к унификации внутригосударственных инвестиционных режимов, к международно-правовой универсализации правил приема и защиты иностранных инвестиций находит свое проявление в создании различных национальных и многосторонних «кодексов поведения» и аналогичных актов.

Кодекс либерализации движения капиталов был принят в свое время решением Совета ОЭСР. Он является обязательным для государств-членов, состоит из трех частей: обязательства государств-членов, в частности не вводить новых ограничений на передвижения капиталов; порядок нотификации в случаях применения ограничительных мер (по соображениям безопасности, в связи с трудностями с платежными балансами и т. п.); перечень инвестиционных операций, подлежащих либерализации.

В 1992 году МБРР принял «Руководящие принципы в отношении режима иностранных инвестиций». В рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 1994 году был принят «Добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций, в котором сформулированы, в частности, следующие принципы:

 недискриминационный подход к странам-донорам;

 национальный режим для иностранных инвесторов;

 минимизация ограничений;

 недопустимость экспроприации без компенсации;

 обеспечение регистрации и конвертируемости;

 устранение барьеров при вывозе капитала;

 избежание двойного налогообложения;

 соблюдение инвестором норм и правил страны пребывания;

 обеспечение въезда-выезда иностранному персоналу;

 разрешение споров путем переговоров либо через арбитраж.

Кодекс АТЭС, по мнению специалистов, может быть использован в будущем для разработки универсального международно-правового режима МИО.

Общая тенденция развития МИС  либерализация внутригосударственных правовых режимов в части приема и размещения иностранных инвестиций (что не означает устранения учета и контроля за перемещением инвестиций).

Пока не существует единого универсального международно-правового акта по вопросам регулирования МИО. Вместе с тем попытки создания такого акта имели место.

Под эгидой ОЭСР в 90-е годы ХХ века несколько лет шла разработка Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ), имевшая целью кодификацию и развитие международного инвестиционного права. Фактически речь шла о подготовке к переключению на многостороннее-межрегиональное, а на практике в перспективе  универсальное регулирование частного сектора международного инвестиционного рынка.

Это было бы событием, сопоставимым с учреждением ВТО. Впрочем, в ходе переговоров в «право МСИ» закладывались стратегические интересы основных развитых государств  главных импортеров и экспортеров капитала. В 1998 году работа над проектом из-за серьезных разногласий между участниками переговоров была остановлена.

В содержание проекта многостороннего соглашения по инвестициям закладывались три основных аспекта:

1) нормы, касающиеся допуска, приема иностранных инвестиций во внутреннюю экономику;

2) нормы о правовом режиме в отношении иностранных инвестиций и инвесторов на стадии после допуска, «учреждения» («поселения») во внутренней экономке;

3) нормы о либерализации правового режима в отношении иностранных инвестиций (в частности, путем постепенной ликвидации исключений из национального режима).

Проект Соглашения предусматривал применение к режиму инвестиций двух «принципов-стандартов»: принципа предоставления национального режима и принципа наибольшего благоприятствования  в зависимости от того, какой из них наиболее благоприятный. Это еще один характерный пример взаимного переплетения двух принципов. Такое переплетение будет определять последующее развитие всей международной инвестиционной системы.

Применительно к защите инвестиций в проекте предусматривался принцип «справедливого и равного режима».

Отдельные аспекты МИО были интернационализированы ранее. Речь идет, например, о Соглашении о МВФ, в соответствии с которым государства вправе контролировать и регулировать международное движение капиталов (но так, чтобы это не ограничивало платежи по текущим контрактам).

В 1965 году была заключена Вашингтонская конвенция (вступила в силу в октябре 1966 года) о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами. В соответствии с ней под эгидой МБРР был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и лицами других государств. В Конвенции участвуют более 100 государств. Россия подписала ее в 1992 году.

Конвенция предлагает включать в международные инвестиционные соглашения единообразные правила по ряду вопросов взаимоотношений государств-участников, Центра и частных инвесторов. Инвестор, не согласившийся подчиниться юрисдикции Центра, лишается дипломатической защиты со стороны своего государства.

В октябре 1985 года была принята Сеульская конвенция, учредившая Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций со штаб-квартирой в Вашингтоне, ставшее филиалом МБРР (конвенция вошла в силу в апреле 1988 года после ратификации 21 государством и внесения средств в размере не менее 1/3 уставного капитала).

Между Агентством и государствами-членами, размещающими инвестиции, заключаются соглашения о защите и гарантиях инвестиций. Страхованию подлежат политические риски: случаи одностороннего ограничения принимающим государством возможности репатриации инвестиций и доходов от них, экспроприации, одностороннего прекращения государством-импортером договора с иностранным инвестором, военные действия и гражданские беспорядки в стране размещения инвестиций, включая восстания и революции. Не подлежат страхованию риски девальвации и обесценения.

Административный совет утверждает общие и специальные правила предоставления гарантий. Материализуется система гарантий путем заключения договора между Агентством и инвестором на основе типового контракта.

В 1994 году Правительство РФ подписало с Агентством Соглашение о правовой защите иностранных капиталовложений, гарантированных Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций, и Соглашение об использовании Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций валюты Российской Федерации.

В рамках ВТО действует Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (применительно к нему используется аббревиатура «ТРИМС»).

Соглашение запрещает государствам использовать меры торговой политики, оказывающие отрицательное влияние на иностранные инвестиции, противоречащие принципу национального режима и принципу запрещения количественных ограничений, в частности такие, как:

 требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом использовало в порядке, предписанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей национальной продукции (внутреннее количественное ограничение);

 требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом покупало импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции;

 требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции.

Соглашение предусматривает, что все подобные меры должны быть устранены в течение двух лет с даты вступления Соглашения в силу (для развивающихся стран  в течение 5 лет).

Фактически данное Соглашение является основой для дальнейшего развития правовых норм, регулирующих режим размещения прямых иностранных инвестиций.

Многостороннее регулирование рынка инвестиций широко используется на региональном и межрегиональном уровнях.

Свобода движения капиталов, устранение препятствий движению капиталов не только между резидентами стран-участниц, но и в отношениях с резидентами третьих стран была предусмотрена основополагающим актом ЕС  Римским договором 1957 года.

В течение трех лет с даты вступления в силу Римского договора государства были обязаны предоставить национальный режим на своей территории резидентам других государств ЕЭС в том что касается участия в акционерном капитале предприятий (ст. 221).

Запад пытается ускоренными темпами перевести на многостороннее регулирование инвестирование отдельных секторов МИС. Речь прежде всего идет о Европейской Энергетической хартии 1991 года  проекте проникновения в восточную энергетическую сферу.

Одна из идей  направить европейские инвестиции в узкий сектор России и Восточной Европы, который прежде всего интересует Европу, открыть его для экспансии. Тем самым российский энергетический сектор (нефтяная и газовая отрасли) экономики такими инвестициями навеки «привязываются» к экономике Европы, становятся ее придатком. Это еще одно свидетельство того, как в правовых нормах воплощается эгоистический государственный интерес Запада. При этом в Европе вовсе не ждут российских инвестиций.

Понятно, что международно-правовой режим Хартии должен строиться на основе принципа взаимности  создании общих правовых рамок как для движения западных инвестиций на Восток, так и для движения восточных инвестиций на Запад. В этом смысле содержание Хартии должно меняться, России следует требовать материальной взаимности.

В 1994 году был подписан Договор к Энергетической хартии. Договором предусмотрено взаимное предоставление государствами-участниками национального режима как на фазе учреждения инвестиций, так и после нее.

Возможно, России не следовало бы спешить с «переключением» вопроса о международном энергетическом секторе на многосторонний (универсальный) уровень. Как ведущая энергетическая держава Россия могла бы многие вопросы решать в одностороннем порядке, а не делиться возможностями регулирования с государствами западного цивилизационного типа. Они в таких случаях никогда не спешат «отдавать» подобные вопросы на многостороннее регулирование.

Примером региональной системы защиты инвестиций может служить Межарабская компания по гарантиям инвестиций со штаб-квартирой в Кувейте. Она была учреждена арабскими государствами соответствующей международной конвенцией, вошедшей в силу в 1974 году с первоначальным сроком действия в 30 лет.

В Андской (Картахенской) группе был принят Единый инвестиционный кодекс, в котором предусмотрен общий порядок получения разрешений на осуществление инвестиций, определены отрасли экономики, закрытые для иностранных инвестиций, создан институциональный механизм для согласованной инвестиционной политики.

В рамках СНГ в 1993 году было заключено Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности.