Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
Обращает на себя внимание практика США по внедрению «экстратерриториального» действия своего внутреннего права в международной инвестиционной сфере. Речь прежде всего идет о печально известном Законе Хелмса Бэртона.
Закон Хелмса Бэртона был подписан в марте 1996 года. Целью Закона является изоляция Кубы. Средством достижения цели служит давление на частных лиц третьих стран с тем, чтобы остановить вложение ими инвестиций на Кубе.
Закон Хелмса Бэртона предусматривает, что физическое или юридическое лицо США может подать иск в федеральный суд США против любого иностранного лица, которое «проводит торговые сделки» с «собственностью, экспроприированной на Кубе» (глава III Закона, § 302).
Таким лицом считается лицо, которое:
«(i) продает, переводит, выполняет брокерские операции, или иным образом осуществляет действия в отношении конфискованного имущества или покупает, берет в аренду, получает, приобретает контроль над ним, управляет, использует или иным способом приобретает или держит материальный интерес в конфискованной собственности или
(ii) вступает в коммерческую деятельность, использует или иным образом извлекает преимущества из конфискованной собственности или
(iii) причиняет, управляет, участвует или извлекает прибыль, совершает торговые сделки… через другое лицо».
Получается, что законодательная власть США наделяет судебную власть юрисдикцией применить внутренний закон к лицам, которые не являются резидентами США, и к сделкам, которые имели место за пределами США.
Законом Хелмса Бэртона предусмотрено также право отказывать в визах любому лицу, которое осуществляет торговые сделки (глава IV). Работникам предприятий, акционерам, контролирующим юридическое лицо, совершившее торговые сделки в отношении конфискованной собственности на Кубе, может быть отказано во въезде в США. Отказать могут супругам таких лиц, их малолетним детям или агентам.
С 1 августа 1996 года глава III вошла в силу. В последующем в короткий срок были поданы 6,5 тыс. исков на сумму свыше 16 млрд долларов, однако их рассмотрение приостанавливалось президентом США. Глава IV об отказе во въезде вступила в силу.
Угроза применения санкций в соответствии с Законом привела к сокращению инвестиций на Кубу.
Следует иметь в виду, что в 1996 году в США был принят еще один похожий одиозный закон Закон о санкциях в отношении Ирака и Ливии (ILSA).
Совершенно очевидно, что Закон Хелмса Бэртона и аналогичные ему это проявление имперского правового мышления, одностороннее и «беспардонное» продавливание своих государственных интересов в ущерб интересам других стран и иностранных лиц, навязывание посредством правового инструментария американской правовой идеологии всему миру. Это правовая экспансия, выраженная в противоправном экстратерриториальном применении внутреннего закона.
Подобная практика представляет собой, по сути, попытку правовыми и политическими средствами утвердить «монополярность» в одной из сфер международного взаимодействия, обеспечить приоритет «своим» ТНК/ТНБ, использовать механизмы международного рынка капиталов в качестве «санкций» на основе односторонней квалификации «поведения» других государств (в случае с Законом Хелмса Бэртона Кубы).
Неудивительно, что Закон был крайне отрицательно воспринят широким кругом ученых-юристов во всех странах и многими государствами, прежде всего Канадой, Мексикой, странами ЕС и самим ЕС. Ряд стран ввел в действие различные контрмеры против Закона США, включая блокирующие его национальные законы.
ЕС вынес вопрос о Законе Хелмса Бэртона вскоре после его выхода в Орган по разрешению споров ВТО. Одновременно Комиссия ЕС в ноябре 1996 года приняла специальный акт № 22713/96, предназначенный для нейтрализации действия Закона США и других идентичных иностранных законов, имеющих экстратерриториальное действие.
ЕС предупредил правительство США, что в Европе будут заморожены активы США и введены идентичные ограничения на въезд, если Закон будет применен к гражданам и компаниям ЕС.
В апреле 1997 года и в мае 1998 года ЕС и США заключили специальные договоренности, общий смысл которых можно свести к тому, что наиболее вызывающие положения Закона Хелмса Бэртона не будут применяться и стороны совместно будут создавать международно-правовой режим, затрагивающий интересы инвесторов, совершивших сделки в третьих странах, и проблему конфликта юрисдикций в этой сфере.
Договоренности означают, что США не могут решать подобные вопросы в одностороннем порядке. Хотя международно-правовой режим в отношении инвестиционных сделок с экспроприированным имуществом пока не урегулирован, понятно, что эта проблема теперь будет решаться путем согласования между ЕС и США.
Другими словами, два «центра силы» будут согласовывать встречные государственные интересы и создавать нормы МП, в которых будут представлены интересы не одной стороны, а обеих сторон.
В договоренности 1998 года содержится также призыв «потребовать принятия международными финансовыми институтами политики и программ, которые будут развивать благоприятный инвестиционный климат, стимулирующий разрешение исков об экспроприации и препятствующий закрытым операциям с экспроприированными видами собственности» (п. 1А).
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики