logo
Шумилов В

Международное космическое право

Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие отношения по поводу правового положения космического пространства и его использования, составляют отрасль МП  международное космическое право (МКП).

Вопросами правового обеспечения международного сотрудничества в космическом пространстве занимались и занимаются известные российские юристы, в частности профессора: В. С. Верещетин, Г. П. Жуков, Ю. М. Колосов, Е. А. Коровин, А. С. Пирадов, А. В. Яковенко и др.

К договорным источникам МКП, в частности, относятся:

 Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года;

 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года;

 Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 года;

 Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года;

 Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года;

 Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду 1977 года;

 Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года (Россия не участвует);

 Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (действует в СНГ с 1991 г.);

 Соглашение между Россией, США, Канадой и европейскими странами  членами ЕКА о создании и использовании Международной космической станции (МКС) 1998 года.

Многие вопросы сотрудничества государств в космосе решаются двусторонними соглашениями. Россия, например, заключила договор с Казахстаном об аренде космодрома Байконур, который после распада СССР остался на территории Казахстана.

Большое значение для становления правопорядка в данной сфере отношений играют резолюции ГА ООН:

 Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 года;

 Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания 1982 года;

 Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса, 1986 года;

 Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, 1992 года;

 Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран, 1996 года.

Институциональной основой сотрудничества государств в космосе являются:

 Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (с Правовым подкомитетом);

 Международный союз электросвязи (МСЭ);

 Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ) со штаб-квартирой в Вашингтоне;

 Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) со штаб-квартирой в Лондоне;

 Международная организация космической связи (Интерспутник) со штаб-квартирой в Москве;

 Европейское космическое агентство (ЕКА) со штаб-квартирой в Париже и др.

Среди неправительственных организаций наиболее известен учрежденный в 1958 году академиями наук разных стран Комитет по исследованию космического пространства  КОСПАР.

В содержание МКП входят, в частности, следующие принципы и нормы:

 космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, является открытым для всех и не подлежит национальному присвоению;

 небесные тела и их природные ресурсы являются общим наследием человечества;

 космонавты являются «посланцами человечества», но находятся под юрисдикцией государства регистрации космического корабля, независимо от их гражданства;

 космонавты несут уголовную ответственность за некоторые неправомерные действия на орбите перед государством своего гражданства;

 государства сохраняют право собственности на космические объекты. Другие государства обязаны возвращать эти объекты и их части за счет государства регистрации;

 при запуске и спуске космических объектов любое государство обладает правом их мирного пролета в воздушном пространстве другого государства;

 вся деятельность в космосе должна носить мирный характер;

 Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях;

 запрещается вывод на орбиту объектов с ядерным и любым оружием массового уничтожения;

 государства, исследующие космос и другие небесные тела, обязаны делиться результатами с другими странами. Результаты таких исследований должны быть достоянием всего человечества;

 государства должны избегать вредного воздействия на космическую среду и из космоса  в отношении земной среды;

 государства обязаны оказывать космонавтам помощь в случае аварии;

 ответственность за деятельность физических и юридических лиц в космосе несут соответствующие государства. Если такая деятельность осуществляется международной организацией, то вместе с ней солидарную ответственность несут и государства-участники;

 государство несет абсолютную ответственность за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. За ущерб, нанесенный находящемуся в космосе объекту другого государства, ответственность наступает лишь при наличии вины;

 дистанционное зондирование Земли из космоса не должно наносить ущерба правам и интересам государства  объекта зондирования. Полученные данные должны передаваться Генеральному секретарю ООН.

Примером взаимодействия государств в связи с ответственностью за деятельность в космосе может служить советско-канадский инцидент 1978 года. Советский спутник «Космос-954» с ядерным реактором потерпел аварию, упал на территорию Канады, в результате чего произошло радиоактивное заражение северных районов Канады.

Данный случай не подпадал под Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года, а именно под определение ущерба в ней.

СССР в духе доброй воли компенсировал Канаде половину затрат по поиску и удалению радиоактивных элементов.

На пути развития сотрудничества государств в космосе существует много проблем и нерешенных вопросов. По мере того, как они решаются, эволюционирует и МКП.

Не решена проблема разграничения воздушного и космического пространств. Воздушное пространство над национальной территорией находится под суверенитетом государств, а космическое  нет. Допускается существование международно-правового обычая, в соответствии с которым условный нижний предел космического пространства  100110 км над уровнем моря.

Серьезной проблемой становится загрязнение околоземного пространства остатками отслуживших объектов  «космическим мусором».

Со стороны экваториальных государств осуществлялась попытка присвоить находящиеся над ними участки геостационарной орбиты. Уникальность этой орбиты, отстоящей от Земли на 36 тыс. км, состоит в том, что спутники на ней остаются неподвижными относительно определенной точки на поверхности Земли.

Геостационарная орбита  это ограниченный ресурс. Использование ее регулируется Международным союзом электросвязи (МСЭ). Притязания отдельных государств на геостационарную орбиту были отклонены, не получив юридического закрепления.

На доктринальном уровне обсуждается проблема правового статуса интернациональных экипажей в космосе.

СССР неоднократно предлагал проекты договоров о запрещении размещения в космосе оружия любого рода и др. Все подобного рода инициативы и предложения игнорируются Соединенными Штатами. Более того, США все активнее задействуют космос в свои военные приготовления и политику.

Назрела необходимость в создании Всемирной космической организации. Соответствующее предложение вносилось Советским Союзом в ООН в 1988 году.