logo
Шумилов В

Региональные интеграционные объединения государств

Региональная экономическая интеграция как проявление глобальной тенденции активно осуществляется на всех континентах, во всех «центрах экономической силы».

В Европе интеграционные процессы происходят в рамках ЕС, Европейского экономического пространства, СНГ. В Северной и Южной Америке созданы Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), «Андская группа», торговый пакт «МЕРКОСУР».

Страны Карибского бассейна ставят целью создание зоны свободной торговли в рамках Карибского Сообщества (КАРИКОМ). В Азии процессы интеграции направляются через Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Арабские страны образовали общий рынок в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе также и африканские государства.

В Америке, Азии, Африке в последние десятилетия возникло более 30 зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов. Постепенно набирают силы межрегиональные формы интеграции.

Интеграционные процессы на континентах и в регионах мира различаются по характеру, движущим факторам, темпам развития. Во многих межгосударственных объединениях, созданных с целью интеграции, реальные объединительные силы еще очень слабы, отсутствуют достаточные непосредственные связи на уровне предприятий и национальных хозяйств в целом, не развита рыночная и финансовая инфраструктура, структура национальных хозяйств.

С учетом этого провозглашение интеграционных целей некоторыми объединениями государств следует рассматривать лишь как подготовительную ступень к действительной интеграции.

Существуют проекты создания в Северной и Южной Америке панамериканской зоны свободной торговли  Free Trade Area of the Americas (FTAA).

Идея объединить обе Америки «от Аляски до Огненной Земли» впервые была сформулирована в 1994 году на Первом всеамериканском саммите, прошедшем в штате Флорида США. В зону, по замыслу, должны войти 34 государства, исключая Кубу.

Создание FTAA должно обеспечить уравнивание режимов для национальных и иностранных инвесторов в каждой стране зоны, свободный доступ производителей на рынки стран-участниц, коллегиальность в решении торговых споров.

Впрочем, ясно, что для США этот проект  способ затянуть в свою экономическую орбиту страны двух континентов, обеспечить под своей эгидой наращивание экономической силы, чтобы выстоять в глобальной конкуренции с другими интеграционными блоками, прежде всего с ЕС.

Интеграционные процессы идут и на постсоветском пространстве. В 1993 году рядом государств СНГ был подписан рамочный Договор о создании Экономического союза, который предусматривает поэтапное углубление интеграции путем формирования межгосударственной ассоциации свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, валютного союза. Договором зафиксирован приоритет его норм перед внутренним правом стран-участниц.

В 1994 году в рамках СНГ было подписано Соглашение о создании Платежного союза, Соглашение о создании зоны свободной торговли; в 1995 году  Договор о создании Таможенного союза.

В ходе работы по формированию Таможенного союза произведена отмена тарифных и количественных ограничений в торговле, унификация нормативных актов, связанных с тарифным и нетарифным регулированием во внешней торговле, унификация ставок акцизов на ввозимые товары, определен порядок совместного ведения таможенной статистики, таможенного контроля на внешней границе, сняты таможенные границы с Беларусью и Казахстаном.

Гармонизируется хозяйственное законодательство, согласовывается бюджетная, налоговая, валютно-финансовая политика, разрабатываются документы, касающиеся единой технологии таможенного дела.

Для управления процессом интеграции созданы Межгосударственный Совет на уровне глав государств и правительств, постоянный исполнительный орган  Интеграционный комитет, а также Межпарламентский комитет как орган межпарламентского сотрудничества.

В 90-х годах ХХ века на пространстве СНГ для проведения «интеграции по интересам» стали появляться субрегиональные интеграционные объединения, например Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Евразийское экономическое сообщество было учреждено в 2000 году пятью государствами: Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Молдавия и Украина обладают статусом наблюдателей ЕврАзЭС. На пространстве сообщества действует зона свободной торговли.

В ЕврАзЭС работают над внешне не всегда заметными, но с экономической точки зрения очень значимыми проектами. Так, например, предполагается ввести «единое налоговое удостоверение» для граждан ЕврАзЭС.

Рассматривается вопрос о переходе во взаимных расчетах внутри сообщества от иностранной валюты (доллара) на российские рубли. Это ускорило бы интеграцию стран-участниц и улучшило условия для увеличения товарооборота.

По мнению российских банкиров, у рубля есть шансы стать резервной валютой ЕврАзЭС: рубль в первые годы ХХI века стал намного крепче, и сами предприятия заинтересованы в уменьшении банковских издержек на конвертацию долларов в национальные валюты.

Если система валютного контроля в сообществе будет унифицирована, а рубль не ослабнет, то предприятиям на рынках «пятерки» будет удобнее рассчитываться в рублях.

Проблему внутри ЕврАзЭС принесло одностороннее вступление Киргизии в ВТО, что, по мнению ряда специалистов, де-факто выводит Киргизию из целого ряда важных многосторонних соглашений в рамках ЕврАзЭС.