Параорганизации и группы интересов в мфс
Одна из особенностей МФС состоит в том, что в ней велика «направляющая» роль параорганизаций и групп интересов. Их можно было бы называть «мягкими организациями». Именно они практически задают линию развития МФС, закладывают будущие принципы, на которых МФС функционирует.
Сегодня в МФС сложилась целая система международных финансовых «групп интересов» и «параорганизаций», начиная от «Большой восьмерки» и кончая Парижским и Лондонским клубами.
Зарождение «Большой восьмерки» состоялось в 1975 году, когда в мире бушевали экономические, валютно-финансовые, банковские кризисы. До 1975 года существовала «Группа пяти» из постоянных членов Исполнительных Директоратов МВФ и МБРР.
Начиная с 1975 года, высшие руководители семи ведущих государств мира стали регулярно собираться для обсуждения мировых экономических (в том числе валютно-финансовых) вопросов, и этот «клуб» стали называть «Большой семеркой», или «Группой семи» (G-7). Тем самым была интернационализирована проблематика кризисов и борьбы с ними. Надо было создавать систему более гибкого («мягкого») глобального управления МФС.
В состав Группы вошли: Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония. Именно эти государства объективно играют роль «законодателей» в мировой финансовой системе. Именно эти государства сумели в максимальной мере воплотить свои государственные интересы в сложившиеся в этой системе международные правила.
В 1997 году в Группу на неполных правах вошла Россия, и Группу какое-то время называли «Группой семи с половиной»: Россия не имела возможности участвовать в обсуждении мировой экономической проблематики, если только экономические вопросы не касались самой России.
Начиная с 2002 года Россия стала допускаться к обсуждению ряда вопросов макроэкономического уровня, и Группа стала именоваться «Большой восьмеркой», или «Группой восьми» (G-8). Однако, по-прежнему, Россию не допускают к обсуждению мировой финансовой проблематики.
В 2006 году Россия впервые стала председателем «Большой восьмерки» и выдвинула свою повестку председательства регулирование международного энергетического сектора. Реакционеры и русофобы из американского Конгресса традиционно призывали к бойкоту саммита G-8, спекулируя на своем понимании прав человека и демократии.
Включение России в «Группу восьми» это признание ее роли как представительницы определенного цивилизационного пространства (территории бывшего СССР), как страны, обладающей богатейшими ресурсами, крупного кредитора, как потенциально и политически «великой державы».
Этот статус следует подкрепить экономической силой и правом представлять блоковые интересы «своего цивилизационного пространства», а также стран, обделенных выгодами от сложившейся системы МЭО.
России следует и на саммитах G-8 более жестко отстаивать свои государственные интересы, прямо указывать западным странам, прежде всего США, на политику двойных стандартов, на односторонность американской демократии и на опасность перерождения даже такой «демократии» в еще более контролируемое общество.
В политических кругах витают идеи принятия в «Группу восьми» Китая.
Группа не имеет каких-либо учредительных (уставных) документов. Ее решения носят исключительно рекомендательный характер и представляют собой самый яркий пример «мягкого права».
Встречи проводятся, как правило, один раз в год (или чаще по мере необходимости) на различных уровнях: на уровне глав государств, правительств; на уровне министров финансов и глав центральных банков; на уровне экспертов.
Предметом обсуждения Группы становятся, среди прочего, вопросы функционирования и регулирования международной валютной системы, проблематика платежных балансов и обменных курсов, валютно-финансовые кризисы и долговые проблемы. Большая восьмерка сосредоточивает внимание на вопросах, касающихся международной торговой системы и мирохозяйственных связей.
В определенном смысле «Группа восьми» уникальный механизм согласования интересов, обсуждения вопросов и принятия решений по тем аспектам, которые бесперспективно выносить на какие-либо иные международные форумы. «Большая восьмерка» это средство многостороннего (группового) воздействия на назревающие проблемы, инструмент управляемого развития мира.
Органы МВФ и МБРР готовят специальные доклады для заседаний «Группы 8». Решения Группы, в свою очередь, передаются для доработки и оформления в органы Фонда и Банка.
В 19871988 годах «семерка» развернулась в сторону наименее развитых стран, признав необходимость увеличения притока финансовых ресурсов в наименее развитые страны.
В 1988 году главы государств и правительств «Большой семерки» приняли так называемые «Торонтские условия», предусматривавшие набор мер по сокращению внешнего долга стран с низким доходом и чрезмерной задолженностью. Этими мерами охватывались 13 государств, включенных МБРР в Специальную программу помощи Тропической Африке.
Согласно «Торонтским условиям», понижалась процентная ставка по обслуживанию долга, продлевался льготный период и сам период погашения, предусматривалось частичное списание долга и т. п.
В последующем (в 1989 г.) прощение части долгов стали увязывать с проведением внутренних радикальных реформ в странах-должниках, а также с требованиями осуществлять природоохранные меры («долги за природу»).
В январе 2005 года министры финансов G-7 приняли решение «заморозить» долги стран Юго-Восточной Азии (Индия, Шри-Ланка, Индонезия и др.), пострадавших во время природной катастрофы гигантского цунами, обрушившегося на эти страны в декабре 2004 года.
Появление и функционирование Группы это еще один пример перевода на многосторонний уровень решения проблем современности, интернационализации все новых и новых вопросов некогда внутренней компетенции государств. Только данные развитые государства раньше других осознали необходимость в интернационализации соответствующих вопросов.
При этом финансовая проблематика «вплетается» в более широкий круг проблем, в том числе глобальных, превращается в одну из «разменных карт» в игре интересов.
В рамках «Большой восьмерки» «обкатываются» крупные идеи мирового развития, инициативы и предложения, которые государства-участники хотели бы внедрить в практику. Так, например, в 1998 году США и Япония внесли предложение отказаться от налогов на международную торговлю через Интернет. В 2006 году в Санкт-Петербурге «Восьмерка» по инициативе России обсудила концепцию международной энергетической безопасности.
Решения «Группы восьми» учитываются всеми международными финансовыми организациями МВФ, МБРР, БМР и др. Тем самым «мягкое право» как бы переплавляется в нормы внутреннего права международных организаций, в международно-правовые и внутригосударственные нормы, т. е. становится «жестким правом».
Учитывая вес «G-8», организационные процедуры работы, некоторые другие особенности, можно квалифицировать «Большую восьмерку» как международную параорганизацию.
Возможно, в будущем произойдет трансформация «Группы восьми» (в этом или в более полном составе) в международную организацию. Возможно, в организацию, конкурирующую с ООН или «подстраховывающую» ООН в определенном наборе вопросов.
Не исключено, что со временем Группа разовьется в некий институциональный механизм с функциями «Совета экономической безопасности».
Групповые интересы развивающихся государств согласовываются в рамках так называемой «Группы 77» (в ООН и связанных с ней организациях). Название Группы возникло в 1964 году на 1-й сессии Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД, когда 77 развивающихся стран применили согласованную многостороннюю дипломатию. В настоящее время в Группу входят практически все развивающиеся страны.
Группа состоит из 3 региональных подгрупп азиатской, африканской и латиноамериканской.
Первое совещание государств участников Группы состоялось в 1967 году в Алжире. Принятая на нем Алжирская хартия определила, что Группа будет собираться на уровне министров в целях выработки общей позиции по международным экономическим проблемам по мере необходимости, но обязательно перед каждой сессией ЮНКТАД. Тогда же были созданы координационные группы при Секретариате ООН и в штаб-квартирах других учреждений ООН.
«Группа 77» разрабатывает и согласовывает позиции развивающихся государств по наиболее важным вопросам МЭО и мирового развития, готовит проекты резолюций и других документов, которые выносятся на рассмотрение ООН и других организаций.
В 70-е годы ХХ века в рамках «Группы 77» была сформулирована идеология борьбы за установление нового международного экономического порядка (НМЭП). На этой основе в ГА ООН в 1974 году были приняты Декларация и Программа действий по установлению НМЭП, а также выдвинуто требование о проведении в рамках ООН глобальных переговоров по наиболее актуальным проблемам международного экономического развития (чему противодействуют развитые страны Запада).
Интересы «Группы 77» в МВФ и МБРР представляет так называемая «Группа 24».
С определенной долей условности и оговорками можно утверждать, что в современной международной экономической (и, соответственно, финансовой) системе продолжается противостояние государственных и групповых интересов развитых и развивающихся государств.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики