Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
Что же касается дифференциации государств по «степени рыночности» экономики, то с этой точки зрения практически сложилась градация государств на:
страны рыночной экономики, в группу которых входит большинство стран мира, прежде всего промышленно развитых государств и части развивающихся;
страны «переходной экономики», под которыми имеются в виду в основном бывшие социалистические государства и республики СССР; именно эти государства осуществляют трансформацию своих национальных экономик в экономические системы с рыночной ориентацией и интеграцию в мировую торговую систему;
страны «нерыночной» («государственной», «административной», «государственно-монополизированной») экономики, к которым можно отнести в основном страны с тоталитарными или авторитарными государственно-правовыми режимами.
Как было отмечено выше, в современных условиях страны с «государственной», «административной» экономикой остаются фактически вне общей системы МЭО.
Каждая из этих стран на практике согласовывает условия своего участия в МЭО в индивидуальном порядке либо пребывает в самоизоляции или под «экономическими санкциями».
Объективные требования глобализации рано или поздно приведут эти страны к переходу на рельсы «рыночной экономики». Только отказавшись от экономической функции монополиста в национальном хозяйстве и в праве собственности (и, соответственно, от авторитарных методов управления), эти государства смогут обеспечить вхождение своих стран в глобальную экономику на недискриминационных условиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что в международной экономической системе утверждается международно-правовой «принцип дискриминации нерыночных государств» или, точнее, легализуется еще одно (наряду с преференциями для развивающихся стран) исключение из принципа равноправия государств.
Что касается бывших социалистических государств и некоторых бывших республик СССР, то большинство из них было наделено статусом государств «с переходной экономикой».
Как когда-то в случае градации развивающихся стран в целях предоставления им преференций, западные государства постарались индивидуализировать подход к каждому государству с «переходной экономикой», с тем чтобы «работать один на один» с каждым государством, раздробить их интересы и выторговать по максимуму в обмен за статус государства с «рыночной экономикой».
В системе ВТО к государствам с переходной экономикой изначально было отнесено около 30 стран (Чехия, Словакия, Польша, Румыния, Венгрия, Болгария, Монголия, Латвия, Эстония), ставших и не ставших участницами ВТО.
Участие в ВТО требует от стран с переходной экономикой принятия всеобъемлющих и порой жестких обязательств в области торговли товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность.
С другой стороны, в системе ВТО странам с переходной экономикой могут предоставляться некоторые послабления (те же преференции). Так, для них практикуются более длительные периоды вступления в силу обязательств, вытекающих из Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ст. 29) или из Соглашения по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ст. 65/5).
Государства «переходной экономики» (особенно не признанные рыночными) также ощущают на себе отдельные элементы такого дискриминационного отношения.
Обращает на себя внимание, что эти страны, сталкиваясь с проявлениями дискриминации по признаку «нерыночности экономики», официально протестуют не столько в связи с дискриминационными мерами в отношении них, сколько в связи с непризнанием их «рыночными» государствами.
Отсюда следует, что сам факт дискриминационного подхода к «нерыночному» государству в принципе молчаливо принимается; достаточно получить статус «рыночного» государства, чтобы проблема для такого государства перестала существовать.
Государства действуют таким образом, что можно предположить: исключение из принципа равноправия государств по признаку «нерыночности» экономики (или «переходной» экономики) складывается как международно-правовой обычай, подкрепляемый односторонними актами государств и региональных интеграционных объединений.
На практике дискриминационный подход к «нерыночным государствам» наиболее часто проявляется при осуществлении в странах-импортерах антидемпинговых мер, в ходе которых применяются особые процедуры установления факта демпинга, определения демпинговой цены импортируемого товара, способа определения антидемпинговой пошлины и т. п.
В ЕС к категории стран с «нерыночной экономикой» в этом отношении изначально отнесены, в частности: Албания, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Вьетнам, Грузия, Казахстан, Северная Корея, Киргизия, Молдавия, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.
В ЕС действует пояснение к статье VI ГАТТ, которое устанавливает, что в случае импорта из страны, где существует государственная монополия торговли и фиксирование государством внутренних цен, не всегда уместно строгое сравнение цен на импортируемые товары с внутренними ценами такого государства.
В целом правила проведения антидемпинговых процедур содержатся в Регламенте ЕС № 384/96, вступившем в силу 6 марта 1996 года.
В ноябре 2002 года Совет ЕС принял постановление № 1972/2002, в соответствии с которым из первой части подпункта «b» пункта 7 статьи 2 указанного Регламента № 384/96 были исключены слова «Российская Федерация». Это означало, что к России больше не должны применять со стороны ЕС особый дискриминационный порядок определения внутренней цены в случае обвинения в демпинге и антидемпинговых процедур.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики