logo search
Шумилов В

Особенности системы и права вто (выводы)

Если кратко, в тезисной форме, подытожить характерные черты и особенности системы и права ВТО, то получится примерно следующая картина.

 Система ВТО  уникальное явление. Практически ВТО быстрыми шагами становится «мировым министерством торговли» со своим «торговым судом» (Органом по разрешению споров).

 Право ВТО стало ядром всей правовой надстройки в международной торговой системе и центральным звеном международного торгового права.

 Основным объектом права ВТО являются внутренние правовые режимы государств-членов, касающиеся торговли. Чтобы обеспечить задачу унификации внутренних правовых систем, часть внутригосударственной компетенции (в том, что касается, например, тарифных и нетарифных режимов импорта/экспорта, торговли услугами и правами) ставится  через систему «правил ВТО»  под международно-правовое регулирование в рамках международной торговой системы.

Право ВТО своим главным результатом, эффектом и целью имеет снижение административных/экономических границ государств на пути товаров/услуг.

Снижение границ, по сути, объективно означает сужение сферы государственной компетенции, передачу части полномочий государств «наверх»  международной организации.

 Через право ВТО происходит унификация систем внутреннего права государств  участников ВТО; унифицируются нормы таможенного, административного права, нормы антидемпингового процесса и т. п. В унифицированном правовом режиме международная торговля товарами/услугами/правами становится эффективнее; порядка становится больше. Но для общего повышения эффективности и порядка внутреннее право должно «подстраиваться» под нормы права ВТО.

 По сравнению с системой ГАТТ, система ВТО значительно расширила поле своего регулирования (объектную сферу). Под «режим ВТО» подтянута, в частности, торговля сельскохозяйственными товарами, одеждой, текстилем, некоторые аспекты инвестиционных мер, прав на интеллектуальную собственность и др.

В сферу регулирования ВТО включаются либо, рано или поздно, будут включены в связи с международной торговлей такие вопросы, как правила конкуренции, экологические и социальные/трудовые стандарты.

 В международной торговой системе в рамках права ВТО произошла дифференциация правовых режимов как для «вещей» (по предметному составу), так и для «лиц» (по субъектному составу). Право ВТО фактически и юридически закрепило преференциальный правовой статус для развивающихся стран.

 В ВТО (как и во многих других международных экономических организациях) решения по значительному числу вопросов считаются, согласно уставу, должным образом принятыми, если в том или ином виде имеет место квалифицированное большинство.

Использование этого принципа в международной организации следует признать еще одним из проявлений тенденции к наднациональности, потому что норма, принятая большинством, становится обязательной для всех.

Можно спрогнозировать постепенное увеличение в будущем числа вопросов, решения по которым будут приниматься большинством (или квалифицированным большинством) голосов.

 Многие институты права ВТО становятся императивными, или «когентными» (т. е. приобретают силу норм jus cogens). От таких норм ни одно государство не вправе отступить в одиночку; отступление от императивных норм возможно только сообща.

Развитие права ВТО находится на переднем крае того пути, по которому предстоит пройти всему международному праву в целом.

 В праве ВТО зарождается большой блок процессуальных норм, сильны элементы и техника прецедентного права (влияние англосаксонского права).

 Системонесущую нагрузку в праве ВТО осуществляют три принципа:

1) принцип недискриминации в торговле;

2) принцип наибольшего благоприятствования (ПНБ);

3) принцип предоставления национального режима.

Право ВТО гибкая система, позволяющая найти правовое средство для защиты государственного интереса практически в любом необходимом случае.

В право ВТО заложена разветвленная система исключений, которые государства-участники и государства, вступающие в ВТО, могут при необходимости использовать.

Право ВТО пока не вполне соответствует принципу справедливости и общечеловеческому правосознанию. Оно нуждается в «развороте» в сторону права экономического развития в широком понимании этого термина (которое включало бы в себя и некоторые специальные льготные условия для стран с переходной экономикой и/или стран с преобладанием сырьевого экспорта).