logo search
Шумилов В

Международно-правовое регулирование торговли услугами

Новой большой сферой, которая оказалась в поле регулирования ВТО, является международная торговля услугами («невидимыми товарами»). Всего насчитывается порядка 600 видов услуг: информационные, туристические, транспортные, банковские, страховые и т. п. Степень либерализации в этом секторе МТ пока отстает от либерализации в торговле видимыми товарами.

Действующее в рамках ВТО Генеральное соглашение по торговле услугами (оно известно под аббревиатурой «ГАТС») направлено на либерализацию данного сектора торговли по согласованным правилам.

В соответствии с ГАТС международная торговля услугами подразделяется на поставку услуг четырьмя способами:

Первый способ поставки услуг  поставка «с территории одного Члена ВТО на территорию любого другого Члена ВТО».

Этим способом охватывается трансграничная поставка услуг посредством, например, почты или средствами электронной связи. В этом случае поставщик и потребитель услуги находятся в разных странах. Речь идет главным образом об информации, направляемой потенциальному иностранному потребителю.

Второй способ поставки услуг  поставка «на территории одного Члена ВТО потребителю услуг любого другого Члена ВТО».

Этим способом охватывается предложение услуг иностранным потребителям, которые сами перемещаются, чтобы воспользоваться услугой. Например, потребитель услуги едет с туристической целью за рубеж и там получает «туристическую услугу»; лицо едет в другое государство  получить образование (образовательная услуга), сделать операцию (медицинская услуга).

Третий способ поставки услуг  поставка «поставщиком услуг одного Члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого Члена ВТО».

Этот способ охватывает предложение услуг потребителю путем постоянного коммерческого присутствия и получения статуса юридического лица.

В данном случае поставщик услуг может создать предприятие по праву страны пребывания; он может открыть филиал, отделение своего предприятия или даже ограничиться заключением соответствующего договора с агентом, посредниками или представителями в стране поставки услуги. Это означает, что в стране пребывания будут открываться, например, иностранные транспортные предприятия или банки.

Четвертый способ поставки услуг  поставка «поставщиком услуг одного Члена ВТО путем присутствия физических лиц Члена ВТО на территории любого другого Члена ВТО».

Этот способ означает, что иностранный поставщик услуги (физическое лицо) сам лично едет в страну, где есть потребитель этой услуги. Такое перемещение может быть временным (мастера по ремонту, бухгалтеры, юристы) либо постоянным (штатные представители).

В реальной жизни указанные способы зачастую в значительной степени смешаны. Например, третий способ  «коммерческое присутствие»  не может обойтись без первого (трансграничная поставка услуги) и без последнего (перемещение поставщика услуги).

Интересно, что ГАТС устанавливает правовой режим не только в отношении услуг, но и поставщиков услуг (не только «вещей», но и «лиц»).

Главным препятствием для международной торговли услугами может явиться практически любая часть внутреннего права. Внутреннее право в этом смысле служит таким же барьером, как тарифные и нетарифные меры регулирования в торговле «видимыми товарами».

Следовательно, идеологию либерализации следует проводить по линии всего внутреннего права, снимая барьеры на пути всех видов услуг.

Весь правовой механизм, заложенный в ГАТС, можно подразделить на две составляющие:

1) нормы и принципы, которые устанавливают общий для всех членов ВТО правовой режим в сфере услуг;

2) обязательства, которые берет на себя конкретно каждое государство в части либерализации своего внутреннего правового режима в сфере услуг.

Это означает, что у каждого государства  члена ВТО есть две группы обязательств  общие и конкретные.

Ключевым принципом ГАТС (как и в ГАТТ) является принцип наиболее благоприятствуемой нации (статья II ГАТС).

Согласно этому принципу, «каждый Член ВТО должен предоставить немедленно и безусловно для услуг и поставщиков услуг любого другого Члена ВТО режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для тех же услуг и поставщиков услуг любой другой страны» (ст. II, п. 1; ст. XVI, п. 1).

Свои конкретные обязательства по либерализации внутренней сферы услуг государства фиксируют в перечнях, являющихся приложениями к ГАТС.

В перечне государством указывается:

а) допускает или не допускает оно ту или иную услугу (поставщика услуги) к себе в страну;

б) (если допускает) предоставляется ли этой услуге и/или поставщику услуги национальный режим или нет.

Если обязательство взято и попало в перечень, действующие ограничения должны быть заморожены.

Государство  член ВТО может указать в перечне различные ограничения, которые оно устанавливает, например:

 по числу поставщиков услуг;

 по общей стоимости операций;

 по общему числу операций с услугами;

 по общему числу физических лиц, которые могут быть заняты в определенном секторе услуг;

 по особым правовым формам предприятий, которые поставляют услуги.

Поставка отдельных категорий услуг (и средств их поставки), учитывая сложность возникаемых проблем, стала предметом особых режимов. Речь идет о «секторальном» регулировании (дифференциации режимов). Пока выделились следующие специфические сферы:

 вопрос о перемещениях физических лиц;

 автотранспортные услуги;

 финансовые услуги;

 услуги морского транспорта;

 телекоммуникационные услуги;

 вопрос об основных телекоммуникациях.

Добавим сюда сферы, предусмотренные самим текстом ГАТТ:

 вопрос о государственных закупках услуг;

 вопрос о профессиональных услугах.