Международно-правовое регулирование торговли услугами
Новой большой сферой, которая оказалась в поле регулирования ВТО, является международная торговля услугами («невидимыми товарами»). Всего насчитывается порядка 600 видов услуг: информационные, туристические, транспортные, банковские, страховые и т. п. Степень либерализации в этом секторе МТ пока отстает от либерализации в торговле видимыми товарами.
Действующее в рамках ВТО Генеральное соглашение по торговле услугами (оно известно под аббревиатурой «ГАТС») направлено на либерализацию данного сектора торговли по согласованным правилам.
В соответствии с ГАТС международная торговля услугами подразделяется на поставку услуг четырьмя способами:
Первый способ поставки услуг поставка «с территории одного Члена ВТО на территорию любого другого Члена ВТО».
Этим способом охватывается трансграничная поставка услуг посредством, например, почты или средствами электронной связи. В этом случае поставщик и потребитель услуги находятся в разных странах. Речь идет главным образом об информации, направляемой потенциальному иностранному потребителю.
Второй способ поставки услуг поставка «на территории одного Члена ВТО потребителю услуг любого другого Члена ВТО».
Этим способом охватывается предложение услуг иностранным потребителям, которые сами перемещаются, чтобы воспользоваться услугой. Например, потребитель услуги едет с туристической целью за рубеж и там получает «туристическую услугу»; лицо едет в другое государство получить образование (образовательная услуга), сделать операцию (медицинская услуга).
Третий способ поставки услуг поставка «поставщиком услуг одного Члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого Члена ВТО».
Этот способ охватывает предложение услуг потребителю путем постоянного коммерческого присутствия и получения статуса юридического лица.
В данном случае поставщик услуг может создать предприятие по праву страны пребывания; он может открыть филиал, отделение своего предприятия или даже ограничиться заключением соответствующего договора с агентом, посредниками или представителями в стране поставки услуги. Это означает, что в стране пребывания будут открываться, например, иностранные транспортные предприятия или банки.
Четвертый способ поставки услуг поставка «поставщиком услуг одного Члена ВТО путем присутствия физических лиц Члена ВТО на территории любого другого Члена ВТО».
Этот способ означает, что иностранный поставщик услуги (физическое лицо) сам лично едет в страну, где есть потребитель этой услуги. Такое перемещение может быть временным (мастера по ремонту, бухгалтеры, юристы) либо постоянным (штатные представители).
В реальной жизни указанные способы зачастую в значительной степени смешаны. Например, третий способ «коммерческое присутствие» не может обойтись без первого (трансграничная поставка услуги) и без последнего (перемещение поставщика услуги).
Интересно, что ГАТС устанавливает правовой режим не только в отношении услуг, но и поставщиков услуг (не только «вещей», но и «лиц»).
Главным препятствием для международной торговли услугами может явиться практически любая часть внутреннего права. Внутреннее право в этом смысле служит таким же барьером, как тарифные и нетарифные меры регулирования в торговле «видимыми товарами».
Следовательно, идеологию либерализации следует проводить по линии всего внутреннего права, снимая барьеры на пути всех видов услуг.
Весь правовой механизм, заложенный в ГАТС, можно подразделить на две составляющие:
1) нормы и принципы, которые устанавливают общий для всех членов ВТО правовой режим в сфере услуг;
2) обязательства, которые берет на себя конкретно каждое государство в части либерализации своего внутреннего правового режима в сфере услуг.
Это означает, что у каждого государства члена ВТО есть две группы обязательств общие и конкретные.
Ключевым принципом ГАТС (как и в ГАТТ) является принцип наиболее благоприятствуемой нации (статья II ГАТС).
Согласно этому принципу, «каждый Член ВТО должен предоставить немедленно и безусловно для услуг и поставщиков услуг любого другого Члена ВТО режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для тех же услуг и поставщиков услуг любой другой страны» (ст. II, п. 1; ст. XVI, п. 1).
Свои конкретные обязательства по либерализации внутренней сферы услуг государства фиксируют в перечнях, являющихся приложениями к ГАТС.
В перечне государством указывается:
а) допускает или не допускает оно ту или иную услугу (поставщика услуги) к себе в страну;
б) (если допускает) предоставляется ли этой услуге и/или поставщику услуги национальный режим или нет.
Если обязательство взято и попало в перечень, действующие ограничения должны быть заморожены.
Государство член ВТО может указать в перечне различные ограничения, которые оно устанавливает, например:
по числу поставщиков услуг;
по общей стоимости операций;
по общему числу операций с услугами;
по общему числу физических лиц, которые могут быть заняты в определенном секторе услуг;
по особым правовым формам предприятий, которые поставляют услуги.
Поставка отдельных категорий услуг (и средств их поставки), учитывая сложность возникаемых проблем, стала предметом особых режимов. Речь идет о «секторальном» регулировании (дифференциации режимов). Пока выделились следующие специфические сферы:
вопрос о перемещениях физических лиц;
автотранспортные услуги;
финансовые услуги;
услуги морского транспорта;
телекоммуникационные услуги;
вопрос об основных телекоммуникациях.
Добавим сюда сферы, предусмотренные самим текстом ГАТТ:
вопрос о государственных закупках услуг;
вопрос о профессиональных услугах.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики