logo search
Шумилов В

Миротворческие операции оон

Практика породила еще одну форму поддержания мира  миротворческие операции и, как следствие, международно-правовой институт миротворческих операций.

Миротворческие операции осуществляются вооруженными силами, но без применения оружия. Основной задачей при этом обычно является обеспечение перемирия для и до достижения урегулирования спора.

В последние десятилетия использование миротворческих сил ООН расширяется, в том числе и в случаях конфликтов, которые не являются международными (внутренние конфликты).

В Уставе ООН нет положений, прямо регулирующих порядок осуществления миротворческих операций. Правовым основанием для таких операций стали резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1957 году было принято Положение о чрезвычайных силах ООН. В 1999 году вступила в силу Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 года (Россия участвует с 2001 г.).

В России в 1995 году был принят Закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

Институт миротворческих операций раскрывается в следующих основных нормах:

 применение миротворческих сил должно происходить только по решению СБ ООН и в соответствии с этим решением;

 необходимые силы и средства выделяются государствами  участниками ООН;

 миротворческие силы являются силами ООН, а не какого-либо государства или государств и подчиняются Генеральному секретарю ООН;

 такие силы задействуются лишь при согласии и желании сторон конфликта;

 миротворческие операции не должны подменять собой политическое урегулирование спора.

Примером использования миротворческих сил могут быть:

 направление в 1948 году группы наблюдателей на отдельные участки границы Израиля для контроля за перемирием (группы наблюдателей присутствуют там и поныне);

 направление в 1964 году миротворческих сил ООН для прекращения вооруженного конфликта между греческой и турецкой частями Кипра;

 направление в 1992 году военного контингента в Сомали, чтобы остановить внутреннюю межплеменную войну, обеспечить распределение гуманитарной помощи;

 направление в 1993 году миротворческих сил на границу, отделяющую Абхазию от остальной части Грузии;

 направление в конце 90-х годов ХХ века на территорию бывшей Югославии Сил защиты ООН для урегулирования межнационального конфликта (основной контингент состоял из вооруженных сил НАТО).

В целом ряде ситуаций ООН не смогла применить миротворческие силы из-за противодействия отдельных государств и проблем с финансированием таких операций.