Государство и его органы
Субъектом МП является государство как таковое. При этом следует иметь в виду, что государство может быть унитарным или федеративным; существовать в форме республики или монархии. Государственная власть может иметь три ветви власти законодательную, исполнительную и судебную или может быть организована как-то иначе.
Законодательная власть разрабатывает и принимает законы; судебная власть охраняет их; исполнительная власть обеспечивает их исполнение. Из этой схемы видно, что именно исполнительная власть осуществляет всю управленческую, оперативную работу в стране, сосредоточивает в своих руках все инструменты, необходимые для осуществления основных функций государства, включая внешние функции.
В международном праве действует норма, в соответствии с которой государство во внешних сношениях без специальных полномочий представляют министр иностранных дел, глава правительства и глава государства (ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров).
Объем и содержание внешних функций перечисленных лиц зависят от внутреннего права, внутренней организации государственной власти.
Осуществляет управление внешними связями министерство иностранных дел, которое располагает необходимой для этого системой органов внутри и за пределами страны.
Заграничный аппарат министерства иностранных дел состоит из дипломатических представительств (посольств), консульских учреждений, представительств при международных организациях.
Внутренним правом государства функции осуществления внешних связей могут быть предоставлены и другим министерствам и ведомствам.
Парламенты не являются органами внешних сношений, хотя зачастую и вправе выражать свою позицию по тем или иным вопросам внешней политики государства. Эта позиция не всегда совпадает с позицией исполнительной власти.
Бывает, что парламенты совместно с исполнительной властью «разыгрывают» политические комбинации с целью давления на внешнеполитических противников. Иногда парламенты и исполнительная власть находятся в жестком противостоянии по тем или иным вопросам внешней политики. Примером такого взаимодействия и противостояния в зависимости от ситуации могут служить Конгресс и Администрация Президента США.
Между парламентами мира ведется свой диалог. Существуют налаженные межпарламентские связи. Функционирует Межпарламентский союз (МПС), состоящий из парламентских групп почти 150 государств мира.
Не являются органами внешних сношений органы судебной ветви власти, представляющие конституционное правосудие, суды общей или специальной юрисдикции.
Вместе с тем роль национальных судов для обеспечения порядка в международных отношениях существенна. Зачастую их решения принимаются на основе фактов, имевших место за рубежом, и подлежат исполнению в иностранном государстве. Судебная практика неуклонно интернационализируется.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики