Международная экономическая система, ее компоненты
Наряду с международной военно-политической системой, существует также международная экономическая система (МЭС).
Международная экономическая система это хозяйственная, имущественная часть жизни мирового сообщества. Ее образует вся сфера, в которой перемещаются разного рода ресурсы и взаимодействуют между собой экономические операторы.
Для поддержания жизнедеятельности людей, организаций и государств необходимы ресурсы (в широком понимании слова) сырье, материальные вещи, нематериальные ценности, финансовые, инвестиционные ресурсы, рабочая сила и т. п.
В экономической системе разворачивается жесткая борьба за те или иные ресурсы, имеет место противостояние интересов, в том числе на уровне государств. Оно может выражаться в честной или нечестной конкуренции и даже в вооруженных конфликтах. Собственно, преобладающая часть войн и конфликтов в истории человечества в конечном счете объясняется стремлением к обладанию соответствующими ресурсами.
В определенном смысле военно-политическая система «стоит на страже» экономической системы. Этот тезис хорошо иллюстрирует практика военно-морского патрулирования военными кораблями США морских районов и путей, по которым осуществляется транспортировка нефти в США.
МЭС является подсистемой международной системы. В то же время МЭС сама имеет сложное строение, состоит из подсистем и компонентов.
Первый компонент предметно-объектный, т. е. те отношения, которые подлежат регулированию. Совокупность таких отношений называется международными экономическими отношениями (МЭО).
Международные экономические отношения можно «разложить», в частности, на следующие составляющие:
международные торговые отношения;
международные финансовые отношения;
международные инвестиционные отношения;
международные миграционные (трудоресурсные) отношения;
отношения международной экономической помощи.
Международные экономические отношения (в широком смысле этого понятия) имеют два уровня отношений публично-правовой и частноправовой:
Частноправовой уровень МЭО составляют хозяйственные, гражданско-правовые отношения между физическими/юридическими лицами разных стран.
Этот уровень МЭО регулируется внутренним правом соответствующего государства (или государств); в случае коллизий между национальными правовыми системами разных стран международным частным правом (которое, в свою очередь, рассматривается доктриной как часть внутреннего права).
Публично-правовой уровень МЭО составляют отношения между публичными лицами (государствами, межгосударственными организациями). Этот уровень МЭО регулируется нормами МП.
В этой сфере можно выделить несколько групп МЭО:
отношения между публичными лицами по поводу ресурсов и их международно-правовых режимов;
отношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в рамках которых вращаются частные операторы и перемещаются ресурсы (т. е. «лица» и «вещи»).
В целом в МЭС прослеживаются две взаимосвязанные тенденции:
а) усиление внимания публичных лиц к частноправовым вопросам и углубляющееся участие публичных лиц в частноправовых отношениях;
б) «публицизация» (если можно так выразиться) частноправовых отношений, т. е. вынесение все большего объема вопросов частноправовой проблематики на публично-правовой уровень.
Основные «ресурсные потоки» (товаропотоки, финансовые и инвестиционные потоки) протекают между тремя современными «центрами экономической силы» США, ЕС, Японией.
Еще один важный «срез» таких потоков между развитым миром (состоящим из государств западного цивилизационного типа) и развивающимися и постсоветскими странами.
Третий «срез» ресурсные потоки за пределами развитого мира, внутри развивающегося мира.
Между государствами и различными группами государств усиливается конкурентная борьба за влияние в МЭС. Одним из главных способов победить в этой борьбе является экономическая интеграция. Вот почему интеграция развернулась практически на всех континентах.
Второй компонент МЭС институционально-субъектный. К нему относятся все публичные и частные лица: государства, международные организации, неправительственные организации, субъекты федераций, многонациональные предприятия (ТНК/ТНБ), юридические, физические лица разных стран и т. д.
Участников МЭО на частноправовом уровне принято называть операторами МЭО. Именно «операторы» МЭО совершают преобладающую часть международных сделок по трансграничному перемещению товаров/услуг, финансов, инвестиций, рабочей силы.
Естественно, главная роль в совершении таких сделок принадлежит предприятиям (юридическим лицам), в том числе многонациональным предприятиям.
Государства, международные экономические организации также выступают в качестве операторов МЭО. Однако при этом они являются еще и субъектами МП, творцами соответствующих международно-правовых норм.
Третий компонент МЭС нормативно-регулятивный. В него входят все виды норм, задействованных в регулирование МЭО, а именно:
нормы внутреннего права;
международно-правовые нормы;
так называемые неправовые нормы (нормы международной морали, международные религиозные нормы, международные политические нормы, международные рекомендательные нормы). Часть таких норм принято называть мягким правом;
внутреннее право международных организаций;
нормативные блоки, условно называемые транснациональным правом и наднациональным правом.
Международно-правовые нормы, регулирующие соответствующую часть МЭО, составляют международное экономическое право (МЭП). Таким образом, МЭП это отрасль МП и лишь один из элементов нормативного компонента МЭС. А правовая составляющая этого нормативного компонента часть глобального права и глобальной правовой системы.
Субъектами МЭП являются государства и международные организации (публичные лица). Только они творцы норм МЭП, носители прав и обязанностей по международному экономическому праву.
Международное экономическое право, в свою очередь, содержит внутри себя ряд крупных институтов и подотраслей, например:
международное торговое право;
международное финансовое право;
международное инвестиционное право;
международное миграционное право;
право международной экономической помощи;
право международной экономической интеграции;
право экономического развития и т. д.
Государства как субъекты МЭП договариваются между собой, например, о поставке товаров в качестве экономической помощи, урегулировании задолженности, механизме двусторонних расчетов, совместном инвестировании в общий объект, об условиях допуска иностранных товаров, инвестиций, рабочей силы и т. п.
На многостороннем уровне вырабатываются международно-правовые режимы МЭО в целом или отдельных частей МЭС.
Четвертый компонент функциональный. Под ним понимаются методы регулирования МЭС. К таким методам можно отнести, в частности, следующие:
правовое и неправовое регулирование;
одностороннее, двустороннее, многостороннее, универсальное;
«мягкое», «жесткое»;
диспозитивное, императивное;
регулирование посредством международных договоров и через международные организации и т. д.
Как о методах, видимо, можно говорить также и о транснациональном, наднациональном регулировании.
Государства, решая проблему, выбирают наиболее приемлемые в каждом случае методы регулирования, чтобы согласовать государственные интересы и воплотить их в тот или иной правовой либо политико-правовой режим.
Правильно выбранный метод или совокупность методов позволяет сделать право наиболее эффективным.
Заметна тенденция постепенного «переключения» в регулировании тех или иных вопросов с неправового на правовое, с «мягкого» на «жесткое», с диспозитивного на императивное, с одностороннего на двустороннее, затем многостороннее, универсальное и наднациональное. Используется и различное сочетание этих методов.
В МЭС большое значение имеют международные экономические организации, которым свойственны элементы наднациональности (МВФ, а также международные организации, являющиеся институциональной основой экономической интеграции).
В отдельных институтах и подотраслях МЭП могут быть свои специальные методы регулирования, например в международном торговом праве метод потоварного или посекторального регулирования товарных рынков.
Наиболее глобальной тенденцией является сочетание в правовом регулировании внутреннего права и международного права. Их усиливающееся взаимодействие, особенно заметное в МЭС, и ведет к становлению глобального права.
Из-под действия внутреннего права под регулирование посредством международно-правовых норм передаются все новые и новые вопросы когда-то внутренней компетенции государств.
Особенно наглядно это проявляется в деятельности Всемирной торговой организации (ВТО), в сферу регулирования которой перешли и переходят вопросы применения тарифных и нетарифных барьеров, интеллектуальной собственности, инвестиционных мер, экологических нормативов и т. п.
В компетенцию Международного валютного фонда (МВФ) государства передали вопросы, связанные с валютными курсами и платежными балансами.
Пятый компонент идеологический. К нему относятся различные внешнеполитические и внешнеэкономические доктрины и концепции, международное правосознание и т. п.
Государствам объективно требуется идеологическое обоснование их действий. В современной МЭС таким идеологическим обоснованием могут служить концепции правовых государств, рыночной экономики, честной конкуренции и т. п.
Из вышеизложенного видно, что международная экономическая система в свернутом виде содержит в себе, в частности:
международную торговую систему;
международную финансовую систему;
международную инвестиционную систему;
международную миграционную систему;
систему международной экономической помощи.
Каждая из этих систем имеет те же компоненты, только набор, соотношение этих компонентов разные.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики