logo search
Шумилов В

Россия  ес: общее европейское экономическое пространство

В мае 2001 года на московском саммите Россия  ЕС было принято решение о создании рабочей группы по выработке концепции общего европейского экономического пространства (ОЕЭП).

При реализации этой идеи уже столкнулись и еще столкнутся государственные интересы России и западных стран.

Эти интересы существенно расходятся:

 государственный интерес России состоит в том, чтобы разделить с ЕС все лучшее в европейском экономическом пространстве: свобода передвижения людей, товаров, услуг, капиталов,  и не брать на себя обязательств, которые экономически непосильны (социальная политика, защита окружающей среды, защита потребителей);

 государственный интерес западных стран, управляющих интеграцией в ЕС, состоит в том, чтобы «взвалить» на Россию весь обязывающий правовой массив ЕС и посредством этого массива трансформировать ее внутреннее право в нужном для ЕС направлении. При этом не просматривается, чтобы Россия каким-то образом участвовала в процессе подготовки новых законодательных норм ЕС.

Разумеется, создание ОЕЭП потребует от России добровольной передачи части компетенции государства органам ЕС, прежде всего в сфере регулирования экономики.

Однако это обстоятельство должно быть компенсировано существенными выгодами и возможностью влиять на позицию ЕС.

Можно выделить 4 особенно важных для России направления углубленного стратегического сотрудничества с ЕС:

 энергетика;

 транспорт;

 инженерные технологии и телекоммуникации;

 устранение барьеров и искусственных ограничений в торговле.

В сфере энергетики Европейская комиссия оспаривает ряд положений долгосрочных газовых контрактов «Газпрома». До сих пор квотируется импорт российского ядерного топлива в ЕС.

По вопросам транспорта активного диалога между сторонами пока нет. В сфере телекоммуникаций и инженерных технологий примером сотрудничества может служить создание независимой общеевропейской глобальной навигационной системы на базе программ «Галилео» (ЕС) и «Глонасс» (РФ); системы космического мониторинга Европы. Через Россию идут оптоволоконные кабели из Европы в Азию.

Между Россией и ЕС был подписан меморандум о создании «европейского информационного сообщества».

Что касается торговли, то здесь для движения в сторону общего европейского экономического пространства необходимо:

 вырабатывать общую политику конкуренции;

 гармонизировать законодательство и таможенную практику;

 сближать технические требования к товарам и услугам;

 организовать совместные сертификационные центры с взаимным признанием их документации; заключить отдельные отраслевые соглашения о взаимном признании национальных документов по сертификации (проходят стадию обсуждения проекты соглашений между Россией и ЕС по ветеринарии и фармацевтике).