logo search
Шумилов В

Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики

Что же касается дифференциации государств по «степени рыночности» экономики, то с этой точки зрения практически сложилась градация государств на:

 страны рыночной экономики, в группу которых входит большинство стран мира, прежде всего промышленно развитых государств и части развивающихся;

 страны «переходной экономики», под которыми имеются в виду в основном бывшие социалистические государства и республики СССР; именно эти государства осуществляют трансформацию своих национальных экономик в экономические системы с рыночной ориентацией и интеграцию в мировую торговую систему;

 страны «нерыночной» («государственной», «административной», «государственно-монополизированной») экономики, к которым можно отнести в основном страны с тоталитарными или авторитарными государственно-правовыми режимами.

Как было отмечено выше, в современных условиях страны с «государственной», «административной» экономикой остаются фактически вне общей системы МЭО.

Каждая из этих стран на практике согласовывает условия своего участия в МЭО в индивидуальном порядке либо пребывает в самоизоляции или под «экономическими санкциями».

Объективные требования глобализации рано или поздно приведут эти страны к переходу на рельсы «рыночной экономики». Только отказавшись от экономической функции монополиста в национальном хозяйстве и в праве собственности (и, соответственно, от авторитарных методов управления), эти государства смогут обеспечить вхождение своих стран в глобальную экономику на недискриминационных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что в международной экономической системе утверждается международно-правовой «принцип дискриминации нерыночных государств» или, точнее, легализуется еще одно (наряду с преференциями для развивающихся стран) исключение из принципа равноправия государств.

Что касается бывших социалистических государств и некоторых бывших республик СССР, то большинство из них было наделено статусом государств «с переходной экономикой».

Как когда-то в случае градации развивающихся стран в целях предоставления им преференций, западные государства постарались индивидуализировать подход к каждому государству с «переходной экономикой», с тем чтобы «работать один на один» с каждым государством, раздробить их интересы и выторговать по максимуму в обмен за статус государства с «рыночной экономикой».

В системе ВТО к государствам с переходной экономикой изначально было отнесено около 30 стран (Чехия, Словакия, Польша, Румыния, Венгрия, Болгария, Монголия, Латвия, Эстония), ставших и не ставших участницами ВТО.

Участие в ВТО требует от стран с переходной экономикой принятия всеобъемлющих  и порой жестких  обязательств в области торговли товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность.

С другой стороны, в системе ВТО странам с переходной экономикой могут предоставляться некоторые послабления (те же преференции). Так, для них практикуются более длительные периоды вступления в силу обязательств, вытекающих из Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ст. 29) или из Соглашения по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ст. 65/5).

Государства «переходной экономики» (особенно не признанные рыночными) также ощущают на себе отдельные элементы такого дискриминационного отношения.

Обращает на себя внимание, что эти страны, сталкиваясь с проявлениями дискриминации по признаку «нерыночности экономики», официально протестуют не столько в связи с дискриминационными мерами в отношении них, сколько в связи с непризнанием их «рыночными» государствами.

Отсюда следует, что сам факт дискриминационного подхода к «нерыночному» государству в принципе молчаливо принимается; достаточно получить статус «рыночного» государства, чтобы проблема для такого государства перестала существовать.

Государства действуют таким образом, что можно предположить: исключение из принципа равноправия государств по признаку «нерыночности» экономики (или «переходной» экономики) складывается как международно-правовой обычай, подкрепляемый односторонними актами государств и региональных интеграционных объединений.

На практике дискриминационный подход к «нерыночным государствам» наиболее часто проявляется при осуществлении в странах-импортерах антидемпинговых мер, в ходе которых применяются особые процедуры установления факта демпинга, определения демпинговой цены импортируемого товара, способа определения антидемпинговой пошлины и т. п.

В ЕС к категории стран с «нерыночной экономикой» в этом отношении изначально отнесены, в частности: Албания, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Вьетнам, Грузия, Казахстан, Северная Корея, Киргизия, Молдавия, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

В ЕС действует пояснение к статье VI ГАТТ, которое устанавливает, что в случае импорта из страны, где существует государственная монополия торговли и фиксирование государством внутренних цен, не всегда уместно строгое сравнение цен на импортируемые товары с внутренними ценами такого государства.

В целом правила проведения антидемпинговых процедур содержатся в Регламенте ЕС № 384/96, вступившем в силу 6 марта 1996 года.

В ноябре 2002 года Совет ЕС принял постановление № 1972/2002, в соответствии с которым из первой части подпункта «b» пункта 7 статьи 2 указанного Регламента № 384/96 были исключены слова «Российская Федерация». Это означало, что к России больше не должны применять со стороны ЕС особый  дискриминационный  порядок определения внутренней цены в случае обвинения в демпинге и антидемпинговых процедур.