logo search
Шумилов В

Принципы мэп

Международное экономическое право наполняет экономическим содержанием общие принципы МП. Эта экономическая составляющая общих принципов МП часто достаточно очевидна, но иногда ее трудно идентифицировать.

Так, из принципа сотрудничества однозначно вытекает обязанность государств сотрудничать и в экономической сфере. При этом в международной экономической системе данный принцип тесно привязан к специальному принципу взаимной выгоды.

Принцип суверенного равенства государств содержит в себе, в частности, запрет на экономическую дискриминацию государств, право свободно участвовать в МЭО, в международных договорах, международных экономических организациях.

Что касается состава специальных (отраслевых) принципов МЭП, то здесь нет полного совпадения мнений.

Так, профессор М. М. Богуславский («Международное экономическое право», М., ИМО, 1986) выделяет следующие специальные принципы МЭП:

 принцип развития международных экономических и научно-технических отношений между государствами;

 принцип экономической недискриминации;

 принцип свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей;

 принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими естественными ресурсами и экономической деятельностью;

 принцип наибольшего благоприятствования;

 принцип национального режима.

Профессор Г. М. Вельяминов («Основы международного экономического права», М., 1994) выделяет следующий ряд принципов МЭП:

 принцип недискриминации;

 принцип наиболее благоприятствуемой нации;

 принцип национального режима;

 принцип взаимной выгоды;

 принцип преференциального режима.

При этом подчеркивается, что, в отличие от когентных общепризнанных принципов МП, «специальные принципы МЭП носят конвенционный характер».

В учебнике «Международное публичное право» под редакцией профессора К. А. Бекяшева (М., 1998) к специальным принципам МЭП отнесены:

 «принцип всеучастия», т. е. участия всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;

 принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;

 принцип преференциального режима для развивающихся стран;

 принцип международной социальной справедливости;

 принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода.

Обращает на себя внимание то, что в учебнике, помимо специальных принципов МЭП, выделяются также правовые режимы международного экономического сотрудничества, под которыми понимаются:

 режим наибольшего благоприятствования;

 национальный режим;

 преференциальный режим.

Отличие «специальных принципов» МЭП от «правовых режимов», по учебнику, состоит в том, что «правовые режимы»  это договорные режимы; они не являются общеприменимыми.

Думается, что в состав специальных принципов МЭП должны войти, как минимум:

 принцип экономического сотрудничества;

 принцип суверенитета государств над своей экономической деятельностью и природными ресурсами;

 принцип взаимной выгоды.

Данный перечень специальных принципов МЭП, разумеется, не является исчерпывающим, и в него можно было бы включить и другие принципы.

Следует обратить особое внимание на двойственный характер принципа взаимной выгоды. Он означает взаимное право государств на справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема.

В международных экономических отношениях происходит интенсивный обмен ресурсами. Как правило, ресурсам с одной стороны соответствует «возмещение» (финансовое, товарное или прочее) с другой стороны. Государства самостоятельно контролируют эквивалентность, выгодность встречного возмещения. Такая оценка основана на принципе материальной взаимности.

Вместе с тем в международных экономических отношениях не всегда возможна материальная взаимность. Так, если речь идет не о материальных ценностях, а, например, о применении метода уравнивания к внутригосударственным правовым режимам (скажем, о взаимном предоставлении национального режима в сфере правового статуса юридических лиц), то здесь практически невозможно добиться тождественности, равноценности этих правовых режимов в двух, а тем более в нескольких, государствах.

Следовательно, в таком случае выход  не в материальной, а в формальной (юридической) взаимности.

Это означает, что государства предоставляют друг другу, например, национальный режим (в этом и состоит обмен «возмещениями») и не требуют, чтобы предоставляемые режимы обязательно были равными. В противном случае это повлекло бы за собой отрыв интересов отдельных государств от общих интересов мирового сообщества.

Поэтому в отдельных случаях (когда вытекающие из правоотношения выгоды поддаются сопоставлению или количественному измерению) соглашением государств может предусматриваться так называемая материальная взаимность  своего рода симметрия или адекватность этих выгод, условий. Но во многих случаях, в частности в сфере применения метода уравнивания правовых режимов, материальную взаимность соблюсти нельзя.

С учетом этого материальную взаимность можно квалифицировать как частный случай взаимной выгоды, но отнюдь не единственный и не главный.

Отсюда следует, что принцип взаимной выгоды тесно связан с международно-правовым принципом взаимности, недостаточно, кстати, освещенном в российской научной литературе по международному праву.

Особую группу специальных принципов МЭП составляют принципы-стандарты:

 принцип экономической недискриминации;

 принцип наибольшего благоприятствования (ПНБ);

 принцип предоставления национального режима.

Принцип экономической недискриминации препятствует выборочному, произвольному ухудшению условий отдельному государству, его товарам и лицам. Однако данный принцип не препятствует улучшению условий для отдельного государства, его товаров и лиц.

В результате может сложиться ситуация, при которой постепенное улучшение условий для отдельных партнеров поставит оставшиеся государства в дискриминационные условия.

Чтобы избежать такой ситуации, используется другой метод  предоставление режима наибольшего благоприятствования. В этом случае государству-партнеру предоставляются все наилучшие условия (режим), которые предоставляются любому третьему государству.

Таким образом, принцип экономической недискриминации обеспечивает равенство в общем режиме (как бы «на нижнем уровне»), а ПНБ  равенство в наилучшем режиме («на высшем уровне»). Вместе два принципа перекрывают возможности дискриминации и «сверху», и «снизу», работают в некоем двуединстве.

Их двуединство составляет юридическую основу международной экономической безопасности государств, своеобразную «правовую ось», вокруг которой и должна происходить перестройка МЭО.