Региональные интеграционные объединения государств
Региональная экономическая интеграция как проявление глобальной тенденции активно осуществляется на всех континентах, во всех «центрах экономической силы».
В Европе интеграционные процессы происходят в рамках ЕС, Европейского экономического пространства, СНГ. В Северной и Южной Америке созданы Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), «Андская группа», торговый пакт «МЕРКОСУР».
Страны Карибского бассейна ставят целью создание зоны свободной торговли в рамках Карибского Сообщества (КАРИКОМ). В Азии процессы интеграции направляются через Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Арабские страны образовали общий рынок в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе также и африканские государства.
В Америке, Азии, Африке в последние десятилетия возникло более 30 зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов. Постепенно набирают силы межрегиональные формы интеграции.
Интеграционные процессы на континентах и в регионах мира различаются по характеру, движущим факторам, темпам развития. Во многих межгосударственных объединениях, созданных с целью интеграции, реальные объединительные силы еще очень слабы, отсутствуют достаточные непосредственные связи на уровне предприятий и национальных хозяйств в целом, не развита рыночная и финансовая инфраструктура, структура национальных хозяйств.
С учетом этого провозглашение интеграционных целей некоторыми объединениями государств следует рассматривать лишь как подготовительную ступень к действительной интеграции.
Существуют проекты создания в Северной и Южной Америке панамериканской зоны свободной торговли Free Trade Area of the Americas (FTAA).
Идея объединить обе Америки «от Аляски до Огненной Земли» впервые была сформулирована в 1994 году на Первом всеамериканском саммите, прошедшем в штате Флорида США. В зону, по замыслу, должны войти 34 государства, исключая Кубу.
Создание FTAA должно обеспечить уравнивание режимов для национальных и иностранных инвесторов в каждой стране зоны, свободный доступ производителей на рынки стран-участниц, коллегиальность в решении торговых споров.
Впрочем, ясно, что для США этот проект способ затянуть в свою экономическую орбиту страны двух континентов, обеспечить под своей эгидой наращивание экономической силы, чтобы выстоять в глобальной конкуренции с другими интеграционными блоками, прежде всего с ЕС.
Интеграционные процессы идут и на постсоветском пространстве. В 1993 году рядом государств СНГ был подписан рамочный Договор о создании Экономического союза, который предусматривает поэтапное углубление интеграции путем формирования межгосударственной ассоциации свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, валютного союза. Договором зафиксирован приоритет его норм перед внутренним правом стран-участниц.
В 1994 году в рамках СНГ было подписано Соглашение о создании Платежного союза, Соглашение о создании зоны свободной торговли; в 1995 году Договор о создании Таможенного союза.
В ходе работы по формированию Таможенного союза произведена отмена тарифных и количественных ограничений в торговле, унификация нормативных актов, связанных с тарифным и нетарифным регулированием во внешней торговле, унификация ставок акцизов на ввозимые товары, определен порядок совместного ведения таможенной статистики, таможенного контроля на внешней границе, сняты таможенные границы с Беларусью и Казахстаном.
Гармонизируется хозяйственное законодательство, согласовывается бюджетная, налоговая, валютно-финансовая политика, разрабатываются документы, касающиеся единой технологии таможенного дела.
Для управления процессом интеграции созданы Межгосударственный Совет на уровне глав государств и правительств, постоянный исполнительный орган Интеграционный комитет, а также Межпарламентский комитет как орган межпарламентского сотрудничества.
В 90-х годах ХХ века на пространстве СНГ для проведения «интеграции по интересам» стали появляться субрегиональные интеграционные объединения, например Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
Евразийское экономическое сообщество было учреждено в 2000 году пятью государствами: Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Молдавия и Украина обладают статусом наблюдателей ЕврАзЭС. На пространстве сообщества действует зона свободной торговли.
В ЕврАзЭС работают над внешне не всегда заметными, но с экономической точки зрения очень значимыми проектами. Так, например, предполагается ввести «единое налоговое удостоверение» для граждан ЕврАзЭС.
Рассматривается вопрос о переходе во взаимных расчетах внутри сообщества от иностранной валюты (доллара) на российские рубли. Это ускорило бы интеграцию стран-участниц и улучшило условия для увеличения товарооборота.
По мнению российских банкиров, у рубля есть шансы стать резервной валютой ЕврАзЭС: рубль в первые годы ХХI века стал намного крепче, и сами предприятия заинтересованы в уменьшении банковских издержек на конвертацию долларов в национальные валюты.
Если система валютного контроля в сообществе будет унифицирована, а рубль не ослабнет, то предприятиям на рынках «пятерки» будет удобнее рассчитываться в рублях.
Проблему внутри ЕврАзЭС принесло одностороннее вступление Киргизии в ВТО, что, по мнению ряда специалистов, де-факто выводит Киргизию из целого ряда важных многосторонних соглашений в рамках ЕврАзЭС.
- 2.1. Мп в международной военно-политической системе Отрасли мп и подсистемы
- Война мир сотрудничество
- Право международной безопасности
- Агрессия как международное преступление
- Система коллективной безопасности
- Пример санкций за агрессию Ирака против Кувейта
- Право на самооборону
- Превентивная самооборона
- Миротворческие операции оон
- Проблема международного терроризма
- Сша как угроза миру
- Нато и принцип неприменения силы
- Роль обсе
- Снг и Шанхайская организация сотрудничества (шос)
- Вопросы разоружения и контроля за ним
- Проблема распространения оружия массового уничтожения
- Безъядерные и демилитаризованные зоны
- Стратегические и обычные вооружения
- Право внешних сношений
- Государство и его органы
- Дипломатическое право
- Консульское право
- Международное гуманитарное право
- Институт нейтралитета
- 2.2. Мп в международной экономической системе Взгляд на историю становления международной экономической системы (мэс)
- Международная экономическая система, ее компоненты
- Международное экономическое право (мэп): понятие, предмет, система
- Источники мэп
- Различные доктрины мэп
- Внутренний правовой режим России в сфере мэо
- Экономические права и обязанности государств
- Дифференциация государств в мэс
- Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики
- Международные организации в мэс
- Региональные интеграционные объединения государств
- Россия ес: общее европейское экономическое пространство
- Свободные экономические зоны (сэз)
- Принципы мэп
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип предоставления национального режима
- Международное торговое право
- Общая система преференций (осп) в мтс
- Право вто
- Антидемпинговый процесс по праву вто
- Международно-правовое регулирование торговли услугами
- Особенности системы и права вто (выводы)
- Международное финансовое право
- Этапы становления мфс
- Проблема платежных балансов
- Система мвф мбрр
- Мвф как международная организация
- Финансовая помощь мвф
- Россия и мвф
- Европейская валютная система и валютный союз
- Регулирование международных платежно-расчетных операций
- Регулирование валютных операций
- Регулирование кредитных операций
- Банк международных расчетов (бмр)
- Фатф Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег»
- Региональные и межрегиональные финансовые организации
- Международные финансовые организации, обслуживающие процессы экономической интеграции
- Неправительственные организации в мфс
- Параорганизации и группы интересов в мфс
- Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- Понятие международной инвестиционной системы (мис)
- Виды иностранных инвестиций и их особенности
- Понятие международного инвестиционного права (мип)
- Источники мип
- Многостороннее регулирование в мис
- Внутреннее право и иностранные инвестиции
- Защита инвестиций и инвестиционные гарантии
- Принципы международного инвестиционного права
- Особенная часть международного инвестиционного права
- Экстратерриториальное действие внутреннего права сша в инвестиционной сфере
- Международный рынок ценных бумаг
- Коллективные ресурсы государств и общие ресурсы человечества
- 2.3. Мп в международной социально-культурной системе мп и международная социально-культурная система
- Международно-правовая защита прав человека
- Международное уголовное право (муп)
- Международный терроризм
- Международное экологическое право
- Мп и вопросы образования
- Мп и научно-техническое сотрудничество
- Мп и сотрудничество в области культуры
- Международное информационное право
- 2.4. Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств о международно-правовых режимах территориальных пространств
- Международное морское право
- Международно-правовой режим морского дна
- Правовой режим Каспийского моря
- Правовой режим Черноморских проливов
- Международно-правовой режим Суэцкого, Кильского и Панамского каналов
- Международное воздушное право
- Правовое регулирование коммерческих воздушных сообщений
- Международное космическое право
- Общее наследие человечества (res communis humanitatis)
- Международно-правовой режим Антарктики